Клетка для человека, или Kodoku Jigoku

Еще издревле люди верили, что ад ― это преисподняя.
И только один из кругов ада неожиданно возникает
в воздушных сферах над горами, полями и лесами.
Другими словами, все то, что окружает человека, может
в мгновение ока превратиться в него в ад мук и страданий.

Акутагава Рюноскэ «Ад одиночества»

«Клетка для человека»

В предыдущем своем повествовании я рассказал о прекрасном, очаровывающем и завораживающем образе, который назвал «Мир, Полный Света». Когда я писал о нем, то на миг представил его себе со всей ясностью ― и сам оказался во власти прекрасного…
…и понял, о чем я буду говорить, как о непосредственном продолжении той картины, которую я попытался нарисовать в предыдущей статье.

Ибо ничто не проявляется на фоне безмятежного и счастливого мира, так четко, заметно и ошеломляюще ясно, как единственное место, куда энергия всеобщей беззаботности и веселья абсолютно бессильна проникнуть.

Мир, Полный Света ― открытый, наивный, понятный и близкий большинству из нас. Образ Клетки для Человека на первый полон парадоксов и несоответствий. Он сочетает в себе массу противоположностей и несовместимостей. Потому что, хотя стены этой клетки абсолютно прозрачны, внутрь ее не проникает ни единого солнечного луча. Потому что, хотя, как и все остальное в мире «Утены» эта клетка красива ― нет, она безупречно прекрасна, украшена великолепными цветами, что примечательно, в ней мы находим совершенно очаровательную узницу ― тем не менее, это одно из самых страшных, безобразных и уродливых мест в этом мире. Хотя эта клетка никогда не бывает заперта, а стены её из тонкого и хрупкого стекла ― выбраться из неё невозможно.

На первый взгляд, для того, чтобы нарисовать образ чего-то поистине жестокого, внушающего ужас и отчаяние, необходим мрачный, темный мир, готический или киберпанковский. Когда нам говорят «ад», мы действительно часто представляем себе преисподнюю, подземные коридоры, крики и стоны, всполохи пламени, отвратительный запах серы, горелого мяса или чего-то подобного. Вряд ли возникнут ассоциации с запахом роз, неправда ли? Если попытаться представить «клетку для человека», как нечто поистине дикое, ужасное, безжалостное, достаточно несложно будет вообразить себе что-то вроде гестаповского концентрационного лагеря, или подземных бункеров, стальные стены и двери, колючую проволоку и высокое напряжение, безжалостных охранников и кровожадных сторожевых собак. Все эти картины, будь они визуализированы, бес сомнения, произвели бы впечатление на любого.

Но создатели «Утены» пошли совсем другим путем. Темный, страшный и уродливый мир не понадобился им ни для того, чтобы особенно четко выделить на его фоне нечто прекрасное, ни для того, чтобы погрузить нас в атмосферу отчаяния и безнадежности. Мир «Утены» весь, без исключения, удивительно прекрасен, в нем одинаково изящно и возвышенно представлено как добро, так и зло. Тем не менее, это нисколько не делает увиденную нами «клетку для человека» менее жутким и диким зрелищем. Потому что любые стены и преграды можно разрушить, из любой тюрьмы можно вырваться и сбежать ― или хотя бы поддерживать свободу своего духа, всеми силами стремясь вырваться. Почему, несмотря на то, что стены нашей клетки ― из хрупкого стекла, их не разрушить? Почему, хотя дверь и не запирается, сбежать из этой клетки абсолютно невозможно?

Вряд ли можно до конца прочувствовать,
что скрывается за этой улыбкой…

Анши не может вырваться из тех стен, которые сама возвела вокруг себя. Она не может открыть дверь, которую сама заперла на множество запоров и замков. Она не может пройти мимо самого страшного, безжалостного и бдительного тюремщика ― мимо самой себя. Она просто не станет пытаться, ибо самое страшное заключается в том, что она находится в добровольном заточении, в плену у самой себя и у собственных жестоких иллюзий. Вдумайтесь в это: на любой ад, будь то кипящий котел или огненная печь, всегда можно посмотреть с некоей долей иронии. Но когда все, что окружает человека, ― и яркий солнечный свет, и голубое небо, и идущие мимо счастливые улыбающиеся люди, деревья, трава, цветы, облака ― все, все без исключения в мгновение ока обращается против нас и превращается в ад мук и страданий ― вот это по-настоящему страшно. Потому что в целой вселенной не останется тогда у того, кто подвергается этим мучениям, ни единого друга и союзника; все вокруг наполнится ненавистью и презрением, весь мир сделается безжалостным врагом, и оставит несчастную жертву в аду одиночества.

Интересную параллель можно найти и у вездесущего Толкина, помните: «И я не боюсь ни боли, ни смерти. А чего ты боишься, царевна? Боюсь золоченой клетки, боюсь привыкнуть к домашнему заточенью и расстаться с мечтами». И ведь воистину незавидна участь подобного узника!

Чтобы попробовать немного порассуждать о природе этой адской клетки, я решил попробовать сосредоточиться на том, как и из каких материалов она строится. По всей видимости, все начинается с того, что человек пытается выстроить надежную защиту от внешнего мира. Он возводит непреступную крепость, с глубокими рвами, толстыми стенами, стальными решетками на окнах и с тяжелыми засовами на дверях. Кладя кирпич за кирпичом, человек не замечает того, что возведенные им повсюду преграды не только не допустят к нему никого из внешнего мира, но и не выпустят его самого наружу. Надежное, неприступное убежище навеки сделается местом его заточения. И выпустить его оттуда будет практически невозможно.

Ведьма!!!

Да никто, собственно, и не пытается. А казалось бы, Анши вызывала симпатию и сострадание у многих ― ведь ее любили, например, сразу двое членов Совета ― заместитель Президента Совета, великий Сайондзи, и наш гениальный Мики. Но любили ли? Все что им нужно было ― это их собственное чувство, они, как это нередко бывает, любили не Химемию Анши, а только свою любовь к ней. Довольно типичная ситуация ― изображая глубокие чувства, на деле они интересовались только собой. Даже и не попытался ни один этих «благородных рыцарей» проникнуть во внутренний мир человека, которого якобы любил. Возможно, кстати, и не смогли бы. Боюсь, что Анши возвела так много этих самых оборонительных заграждений и сооружений, слепила столько фантомов и иллюзий, надела столько масок, одну на другую, что настоящая Анши пропала, растаяла, растворилась во всем этом. Не просто вытащить ее оттуда пришлось Утене ― нет, ее еще надо было ценой колоссальных усилий, найти, восстановить, собрать по кусочкам. Наверное, Утене пришлось даже отдать, пожертвовать Анши частичку самой себя, чтобы частично заново создать уничтоженную некогда душу, отдать свою собственную судьбу, чтобы заново собрать Судьбу из осколков, которые уже не ложатся вместе и не подходят друг к другу. Что я могу сказать: масштабы этого великого подвига по-прежнему лежат далеко за пределами моего понимания…

…многие, даже досмотрев сериал до конца, склонны отрицательно характеризовать Химемию. Её часто так и не хотят понять, подражая героям сериала, называют ее ведьмой, пытаются всячески при каждом удобном случае плюнуть в ее сторону ли отпустить какой-нибудь неуважительный комментарий. В любом случае, мне думается, вряд ли кто-нибудь пытался по-настоящему осознать, какие мучения испытывала эта героиня каждую секунду, каждый миг своего существования. Поверьте мне, друзья мои, глупо было бы выдумывать для нее пытки и наказания, желая справедливого возмездия за ее грехи и за ее ошибки.

Это абсолютно бессмысленно, ибо она уже прошла через худшее, что только может случиться с человеком.

Простим её?

©2003-2005 Professor Nemuro.

Назад »