I'm Asking Why

«Господин чиновник, я хочу стать святым.
Определите меня на такое место, где бы я мог им стать.
Господин чиновник! Не слышите, что ли?
Я хочу стать святым и поэтому прошу подыскать мне подходящую службу».

Акутагава Рюноскэ, «Святой»

Я рассказал уже немало об Образах в «Утене» и о том, что можно увидеть и услышать за кадром, стоит только присмотреться по-особому…. Но теперь мне захотелось ненадолго прервать свое повествования о незримом, и поговорить с вами, друзья мои, на несколько иную тему. Я хотел бы порассуждать о том, о чем вообще это аниме. Всегда я утверждал, что четко этого сформулировать невозможно, да и не нужно в общем-то. Но здесь случай особый: я попытаюсь изложить одно из собственных видений сюжета не для того, чтобы утверждать что-либо. Все, чего я хочу, ― взглянуть со стороны на произошедшее. И задать вопрос. Один-единственный вопрос. «Почему?»

Или, если быть точным: «Почему Утена?»

Да, почему именно она?

Но, как я уже говорил, прежде, чем начать рассуждать на эту тему, я хотел бы превратить сюжет «Утены» в маленькую, немного абстрактную историю, и рассказать ее вам, чтобы вопрос мой показался вам более понятным и логичным. Итак: случилось так, что у людей появилась возможность обрести силу исполнить любое свое желание. Без ограничений. Были выбраны лучшие: самые сильные, юные, смелые, талантливые, мудрые, благородные. Каждому был задан один и тот же вопрос: что именно вы хотели бы сотворить, обретя на миг всемогущество?

Достойно ответить на этот вопрос ― это все, что было нужно, чтобы обрести эту силу. Такова плата, которую установил тот, кто когда-то знал такой ответ, но почему-то забыл его и оттого потерял свою силу, а заодно самого себя.

А что бы вы ответили, друзья мои? Что обычно желают в таких случаях? Многие сразу начинают говорить о вечности. Мы так жаждем вечности. Вечная жизнь, вечное наслаждение, вечное богатство, вечная молодость ― у кого на что хватит фантазии. Начиная с самого простого и заканчивая самым сложным и возвышенным. «Я хочу, чтобы это было у меня навсегда». Как типично для подобной ситуации…

Впрочем, можно еще проще. Можно захотеть обрести абсолют. Стать лучше всех на свете. Самым сильным. Самым могущественным. Самым умным, гениальным, красивым… и так далее, вы и сами без труда можете продолжить этот список. «Главное, чтобы я стал самый-самый. Чтобы никто и никогда не усомнился в моем превосходстве». Или, что куда более важно, как основной мотив, ― «никогда не увидел моей слабости».

Ну и еще одни вариант, для тех, кто хочет чего-то большего. Вырваться из оков этого мира. Показать всем, что эта простая, повседневная жизнь не для меня, я хочу разорвать оковы повседневности и взлететь в небеса, глядя презрительно на букашек, закопавшихся в серой обыденности, не в силах понять то, к чему стремится некто воистину рожденный для большего ― например… нет, даже не например. Лучше так: «а именно» или, может быть, «никто иной, как»… кто? Правильно. Угадали. «Я».

Понимаете, к чему все сводится?

Я.

Мне.

Моё.

Три простых слова, способные выразить все вышеизложенное. Те, кто подчинил свои желания исключительно этим трем словам, не получили обещанной награды. Но нашлась та, кто оказалась достойной обрести Силу, способную изменить мир. Эту силу получила Утена. Так давайте поподробнее разберемся: почему Утена? К чему это, скажете вы, если написанное выше уже содержит в себе ответ. Но, как мне кажется, это не совсем так. Вместо того, чтобы сразу указывать на очевидное, давайте сперва поищем ответ на следующий вопрос: что объединяет всех наших дуэлистов-претендентов, что у них есть общего при всей их непохожести. Ответив на него, мы сразу увидим, чем отличается от них Утена.

Наша единственная и неповторимая героиня

И первое, о чем бы я хотел сказать, отвечая на этот вопрос ― если рассуждать рационально и исходить из объективной логики, Утена, в сущности, меньше всех подходила на роль нового Диоса. У нее не было выдающихся способностей, исключительности, гениальности, Соломоновской мудрости, потрясающего аналитического ума ― а ведь этим могли похвастаться Микаге и, возможно в меньшей степени, Мики. У нее не было той возвышенной правильности, того умения трезво и непредвзято смотреть на мир, той холодно-беспристрастной рассудительности, которыми обладала Дзюри. Не было и стремления к власти, умения править и управлять, подчинять себе людей и вести их к заданной цели, с чем в совершенстве мог бы справиться Тога. Да и в фехтовании она, в конце концов, никогда не отличалась особым умением.

Тут же всплывает и еще одни аспект ― в отличие то нее, каждый из тех, кто пытался заполучить Силу Диоса, прекрасно представлял, зачем ему эта сила и как он собирается ею воспользоваться. Они умели четко ставить перед собой цели и отлично представляли себе, что необходимо было сделать для их осуществления. В целом, так или иначе, все члены Совета, избранные, очевидно, Акио, обладали множеством самых разнообразных качеств, которые как бы говорили о том, что собственно, перед нами ― идеальный претендент, готовый обрести вожделенную Силу и, самое главное, правильно ей распорядиться. А она не только не строила каких бы то ни было планов относительно обретения этого могущества, но и вообще никогда не жаждала обрести эту Силу. Этим Утена снова разительно отличается от остальных претендентов, для которых победа в Дуэлях стала жизненной целью и абсолютной необходимостью.

«Ничего не понимаю…»

Почему они так хотели изменить мир, а Утена ― нет? Мне кажется, дело в том, что они не просто хотели изменить мир. Они, все без исключения, хотели изменить свой мир. И это не только вопрос конфликта эгоистического и альтруистического начал, о котором я выше. Все гораздо проще: помните, как в конце первого цикла Акио подводит итоги дуэлей? Он спрашивает себя, отчего проиграли его претенденты, и сам же отвечает на свой вопрос: «they all had their hope taken away from them». Все они уже лишились своей надежды. Я понимаю это, в частности, так: ни один из них уже не пытался решить свои проблемы или изменить что-либо своими силами. Все дуэлисты были полностью и окончательно убеждены, что у них нет иного способа достичь желаемого, кроме как воспользоваться волшебной силой. Утена же до конца верила, возможно ― небезосновательно, что простых человеческих сил достаточно для любого чуда.

Хочу обратить внимание и на такой интересный момент ― отношение к повседневности. Все члены сейтокая, как нетрудно заметить, делают очень большой упор на собственную исключительность. На то, что им тесно в рамках этого мира, что им необходимы чудеса, необходимы изменения, необходима Революция. Что им душно в этом мире, что на них давят стены этой пресловутой повседневности, что они не могут более мириться с реальностью. Они ― не такие как все, они ― избранные, рожденные для великих дел и свершений… и они демонстрируют это каждую секунду. Их жизнь не похожа не жизнь «простых людей», они спокойно воспринимают, что все смотрят на них снизу вверх, и упиваются властью, которую дает им элитное положение.

А Утена каждой секундой своей жизни перечеркивает, это ― я не побоюсь этого слова ? ― гнилое, или просто тухленькое такое «небожительство». Потому что такое вот псевдоблагородное духовное отшельничество, а в некотором роде показной аскетизм и сектантизм… да что там…будем называть вещи своими именами: попросту жлобство да самый обыкновенный снобизм ― это совсем-совсем не для Утены.

Простая такая школьница…

Она умеет любить том мир, в котором она живет, не нудя и не требуя от жизни чего-то сверхъестественного, не выклянчивает для себя чудес и знамений. А ведь без сомнения именно Утена большего и рождена! Повседневность для нее ― губительна. И все же она принимает эту повседневность и этот мир. И все, кто оказывается рядом с ней, чувствуют это. Потому что она не закрывается и не гонит от себя людей, как Дзюри, ударившая Анши за то, что та протянула ей цветок… напротив, Утена готова принять и выслушать каждого. И более того ― не побояться предложить помощь тем, кто о помощи не просит, но все же нуждается в ней ― всегда рискуя встретить негативную реакцию, и все же не боясь этого. А ведь согласитесь, насколько проще следовать принципу «раз не просишь о помощи, раз такой гордый, сильный ― так и сиди со своими проблемами»…

И еще одно ― Утена не только не боится увидеть внутренние миры других людей. Она не боится показать свой собственный мир. Кто-то скажет ― это своего рода духовный эксгибиционизм. Быть может. Но мне кажется ― это самая обычная Искренность.

Именно Искренности очень не хватает многим персонажам «Утены»… они неискренни с другими, неискренни сами с собой, а значит ― подменяют истину ложью так часто, что это вошло у них в привычку, стало частью их личности, из характера… не это ли сделало их столь уязвимыми для разрушительной силы иллюзии?

В ней навсегда сохранится что-то очаровательно детское

Но все же, все же доминирующим и решающим фактором, как я полагаю, стал все-таки альтруизм Утены. Именно из-за неприемлемости эгоизма живое его воплощение, Тога, был обречен на проигрыш, как бы хорошо он не вошел в роль и образ Принца. Даже если он в конце третьего сезона и хотел что-либо сделать для Утены, то скорее уж чтобы заполучить если не ее, так уж хотя бы ее признание и восхищение, а также сознание того, какой он хороший и благородный… Абсолютными эгоистами были Нанами, Сайондзи и Мики. Да и Микаге был жутким эгоистом. Профессор Немуро обхаживал Мамию исключительно ради того, чтобы продемонстрировать Токико, какой он хороший.

И пошел на конфронтацию с Краем Света вовсе не оттого, что считал планы и методы последнего неправильными, а исключительно потому, что нехороший Акио все ту же Токико у Немуро увел буквально из-под носа. Единственным исключением из этого правила могли бы стать только двое ― Дзюри и Рюка. О них я хотел бы поговорить поподробнее.

Они единственные, кто прошел бы Испытание, будь альтруизм единственным критерием. Именно поэтому я говорю, что одно желания помочь не себе, а кому-то другому недостаточно. Рюка был абсолютно альтруистичен, ведь он был обречен на смерть и тем не менее не допускал даже мысли о том, чтобы использовать Силу Диоса для того, чтобы спасти себя… все только для Дзюри. Тогда что же он сделал не так?

Ответ напрашивается сам собой… и это очень важный ответ, очень важная мысль, которую многие по сей день не понимают, не могут или не хотят принять. Эту мысль хорошо сформулировал Пауло Коэльо: «Воин света знает, что цель не оправдывает средства. Ибо целей нет вообще ― есть лишь средства». Если он устремит все свои помыслы исключительно к достижению цели, если сосредоточит все свое внимание только на одном вопросе, то потеряет ответы ― а они совсем рядом…

Мне кажется, именно это и случилось с Рюкой ― он так и не смог ― или не успел ― найти ответ, который был совсем рядом…

Обращу ваше внимание еще на один аспект. Утена, как это на первый взгляд не парадоксально, по большей части оставалась в тени. Словно сериал и не про нее вовсе. Перед нами раскрывались характеры претендентов-дуэлистов, их внутренний мир, их жизнь, и переживания… а Утена, вроде бы главная героиня сериала, долгое время оставалась для многих просто непонятной девушкой с гипертрофированным чувством справедливости, зачем-то постоянно рассказывающей всем никому в общем-то не интересную сказку о Принце из своего прошлого…

Да, да именно так: Утена вообще очень далека от совершенства. У нее, мягко говоря, непростой характер и вообще масса недостатков. Но перечислять я их не буду ― зачем? Более того, я абсолютно сознательно избегаю здесь какой бы то ни было критики в ее адрес и поиска ее отрицательных черт. Скажу только одно: чтобы найти самые, так сказать, интересные из них, те, что заставляют нас задуматься об «обратной стороне медали», найти не так сложно. Нашим верным проводником станет никто иной, как Акио. Смотрим Сагу Черных Роз. Утена исповедуется Краю Света, а он будто бы комментирует произошедшее с ней, объясняет причины случившегося, дает свою оценку поведению ее соперников… упс, а вот и нет. Это ложь, еще одна иллюзия. Каждое слово его «комментариев» ― часть его атаки на Утену, и все сказанное им ― про нее и против нее. Он обличает Утену, обвиняет, указывает на все ее недостатки. Надо сказать, что в такой завуалированной, скрытой форме это удается ему даже лучше, чем когда он делает это в последних сериях, сбросив свою маску и перейдя в открытое наступление…

Ой как не просто выдержать психологическую атаку Акио…

А вот Микаге не удалось найти уязвимое место Утены… почему? Наверное, его собственная непоколебимая вера во всемогущую силу иллюзии не позволила ему даже допустить мысли о том, что есть люди, способные устоять перед искушением переделать, приукрасить и исказить собственные воспоминания, чтобы подстроить неугодный им окружающий мир под себя, изменить его хотя бы в своей памяти. Иллюзии и правда кажутся всемогущими. Но Утена оказалась способной принимать окружающий мир таким, какой он есть, не поддавшись призрачной красоте миражей, которыми пытались соблазнить ее соперники… да и мир, который она в конце концов все-таки изменила ― это же вовсе не окружавшая ее субъективная реальность.

Нет, она изменила внутренний мир человека, принеся свою Революцию в персональную Вселенную Анши. Вот так.

Утена попросила ― по-хорошему и не для себя. И, что еще удивительнее, она не только не выигрывала от обретения этой силы, но и пошла на сознательную жертву, понимая, что обязательно потеряет что-то ради того, чтобы Анши могла что-то обрести… или хотя бы освободится из своей клетки…

И еще. Край Света «своим» претендентам сулил награды, обещал великие чудеса, да в придачу еще исполнение желаний и воплощение мечты. Диос же пытался Утену отговорить, будто предупреждая о том, что обретение его Силы ― тяжелое и мучительное испытание, причем для того, кого эта Сила выберет, назад дороги нет и не будет…

Но Утена согласилась и на это. Она понимала, что невозможно делать кому-то добро, преследуя личные интересы, думая о том, какие выгоды принесет тебе чужое счастье и как бы утащить от него кусочек и для себя.

«Наградой за доброе дело служит свершение его» ― сказал когда-то римский философ Сенека.

И хотя это будто бы немного печально, именно так оно, кажется, и получилось.