О Саге Чёрной Розы

Сериал «Юная революционерка Утэна» можно условно поделить на три части (саги или арки). В каждой из них есть свой злой гений, манипулятор, который сначала заставляет драться других, а в последнюю очередь сам выходит на Арену. В первой части таким «гением» выступает Тога (правда, консультации он уже тогда получает от Края Света), во второй — Микагэ, в третьей — непосредственно Акио.

Но, если Тога прекрасно понимает, ради чего манипулирует другими дуэлянтами (соблазняет Кодзуэ на глазах у Мики, намекает Дзюри, провоцирует Нанами), Микагэ пребывает во власти собственных иллюзий. Цель, которую он ставит перед собой — убить Невесту-Розу и заменить ее Мамией, мальчиком, который все время ему помогает, в том числе — с выращиванием черных роз для дуэлянтов. Зрителю дается немало подсказок, что Мамия — это Химэмия: начиная со специфического внешнего вида неизвестно откуда взявшегося персонажа (в памяти Микагэ, как мы узнаем позднее, Мамия не был смуглым и пепельноволосым, вообще, выглядел совершенно обычно) и постоянной усталости Химэмии в Саге Черной Розы (еще бы, ей ведь приходится поддерживать иллюзию и помимо обычных выращивать особые черные цветы) и заканчивая финальной, 23-ьей серией саги. В ней Акио говорит с Мамией о Микагэ: «Но ведь на самом деле его никогда не было… как и тебя». После чего опускает руку Мамие на плечо. Смена кадра — и мы видим на месте Мамии Химэмию. Очевиднее не бывает… или бывает? Существует официальный арт, изображающий Мамию и Химэмию рядом, в одинаковых позах, с аналогичными выражениями удивительно похожих лиц.

Итак, Микагэ введен в заблуждение Акио и Химэмией. Поскольку он не ладит с реальностью (и неизвестно, как сам с этой реальностью соотносится), его роза черная. А вот Печать Розы — нет. Кольцо, которое Акио вручает Микагэ в 23-ьей серии — обычное, такое же, как у членов Студсовета. Почему? И зачем вообще понадобилось включать в игру Микагэ, он же в прошлом — профессор Нэмуро?

В первой части сериала, Саге Студсовета, Утэна последовательно побеждает на дуэлях всех его членов. Даже Тогу, который после этого впадает в депрессняк и в Саге Черной Розы почти не появляется, часами слушая запись собственного голоса (=предаваясь печальным воспоминаниям). В финальной серии первой Саги, тринадцатой, идет обобщение всех дуэлей «от лица» Акио. Зачем это нужно? Во-первых, не помешает пересказать зрителям, что было в сериале раньше — святой долг любого сценариста.

Но у такого повтора есть и другая цель. В игру вводится новая переменная, в принципе, существовавшая изначально. Это — Акио. Он знает, что Утэне удалось победить весь Студсовет. В четырнадцатой серии он лично знакомится с ней — теперь она удостоена такой чести, благодаря своим победам, естественно. За счет них Утэна приблизилась к Акио на опасное расстояние, и теперь он не против узнать о ней побольше. Чтобы быть в курсе ее слабых сторон, на которых в дальнейшем можно сыграть. А пока Акио будет узнавать, Утэну ждут сражения с дуэлянтами Черной Розы. Еще одна проверка. Вряд ли Акио заранее знает исход любой дуэли или то, например, будет ли сражаться сам Микагэ, но тут все варианты играют Краю Света на руку. Если Утэна опять будет побеждать, он выиграет время, чтобы сблизиться с ней, будто невзначай комментируя те или иные ее поступки. Если победа достанется кому-то из дуэлянтов Черной Розы или самому Микагэ, Акио и тут в выигрыше — к бывшему профессору приставлен Мамия, он же Химэмия. Убить Невесту-Розу все равно не получится, будет жить Мамия — значит, останется жива и Анфи. Смерть в Академии Отори — вообще вещь очень относительная.

Микагэ вводят в игру именно тогда, когда в нем возникает нужда. И, похоже, он не первый (и не единственный) из тех, кто у Акио в запасе. В игре по «Утэне» (Shōjo Kakumei Utena: Itsuka Kakumeisareru Monogatari, 1997 год, действие происходит между 8-ой и 9-ой сериями) на том месте, где в аниме был Мемориальный Зал Нэмуро, находится клуб по фехтованию! После победы над Тигусой (главным соперником в игре) клуб превращается в руины. Стоящий возле руин Акио говорит: «Начинается новая глава», и после этого на месте клуба строится Зал Нэмуро.

В той же 14-ой серии, когда в действие вступает предположительно законсервированный ранее во времени Микагэ, в аниме появляется Канаэ, невеста Акио. На ее примере зрителям показывают, как происходит «обработка» дуэлянтов Черной Розы. После того, как человек, пришедший на Семинар Микагэ (любопытная аналогия с визитом к психоаналитику: погружаться в свое подсознание и докапываться до причин тех или иных своих эмоций=погружаться все ниже и ниже) вдоволь настрадается в лифте, Микагэ возникает рядом с ним и опускает руку ему на плечо, говоря: «Я думаю, у тебя нет другого выхода, кроме как изменить мир. Путь для тебя подготовлен».

После этого почти каждый «клиент» Микагэ спрашивает: «Где я?». То, что происходит дальше, зрителям не показывают — в большинстве случаев потом почти сразу же идет сцена извлечения меча из того или иного взаправдашнего дуэлянта.

В случае с Канаэ этой сцены нет. Зато на ее примере зрители видят, что происходит с дуэлянтом Черной Розы после вопроса: «Где я?». А именно — откуда у него берутся черная роза и кольцо. Дуэлянтов Черной Розы сначала доводят до определенного психологического состояния, потом Микагэ предлагает им закоптившуюся Печать Розы одного из ста молодых дуэлянтов, некогда сгоревших в Мемориальном Зале, а Мамия вонзает черную розу в сердце. Роза, как мы знаем, непростая — выращенная в полной тьме, в воде сомнительного цвета, наверняка со специфическими добавками. После этого дуэлянты Черной Розы совершенно изменяются, будто одержимыми становятся. Скорее всего, так оно и есть — ярость погибшего давным-давно дуэлянта переходит в сознание дуэлянта Черной Розы. Что влечет за собой полнейшую потерю самоконтроля. Потому дуэлянты Черной Розы потом ничего не помнят — в момент сражения с Утэной они не были собой в полном смысле этого слова.

Следующие после Канаэ дуэлянты Черной Розы после своего преображения вытаскивают меч из настоящего дуэлянта. И все они оставляют Утэне приглашение на дуэль (хотя это, возможно, работа Химэмии или Микагэ).

Кстати, черные розы, растущие из сердца дуэлянтов, очень легко рассыпаются — стоит Утэне коснуться их кончиком меча. Вместе с розами рассыпаются и Печати Черной Розы. Что интересно — в большинстве своем дуэлянты после проигрыша падают точно на один из силуэтов людей, которыми расписана Арена. Похоже на то, как трупы обводят мелом… Знак того, что душа умершего дуэлянта вернулась туда, где ей и надлежит быть?

После проигрыша Канаэ зрители видят, как ее меч сдувает, будто он из праха. В последующих дуэлях такого нет — мечи просто исчезают. Скорее всего, оружие, которое использует Канаэ — это меч одного из мертвых дуэлянтов, материализовавшийся при временном замещении ее разума. Она ведь не связана ни с одним членом Студсовета, а значит, духовный меч ей доставать не из кого.

В Саге Черной Розы на Арене Дуэлей появляются парты, на партах — что-то, важное для дуэлянта, символ того, во имя чего он сражается. В случае с Канаэ это лилии, символизирующие благородство и чистоту. Они не обозначают причину, по которой она сражается, как это будет с другими дуэлянтами Черной Розы. Скорее цветы характеризуют личность Канаэ — она такая же утонченно-нежная, цветок, выведенный селекционерами методом определенного скрещивания… такая же нежизнестойкая. Канаэ сама сбивает цветы с парт мечом, сама себе вредит. Кстати, так позже поступают и другие дуэлянты Черной Розы — во время дуэли они нередко сами уничтожают то, во имя чего дерутся (например, Кейко разрубает зонтики).

Впрочем, у Канаэ, в общем-то, нет причин сражаться. Она пришла на Семинар Микагэ, потому что так велел Акио, и в лифте говорила о своем страхе перед Химэмией, которая вытерла свои очки подаренным ею шарфом. Канаэ не связана ни с кем из членов Студсовета, зато связана с Акио. Прямое указание на это — цвет ее мундира во время дуэли с Утэной (светло-лиловый). Канаэ — первый подопытный кролик в Саге Черной Розы, предоставленный Микагэ в распоряжение самим Акио.

Дальше идут дуэли с теми, кто как-то связан с членами Студсовета. Тут интереснее.

Во время дуэли с Кодзуэ на партах появляются молочные коктейли. Притом в посудинах с голубым узором — прямой намек на Мики. На посуде, из которой пила коктейли Кодзуэ — розовый узор. Во время дуэли Утэны с Кодзуэ есть интересный момент: показана Химэмия, которая выпивает этот коктейль из одной посудины. Из остальной тары, расставленной по партам, коктейль тоже пропадает. Скорее всего, он был один; другие — фантомные копии. Выпивая коктейль, Химэмия как бы показывает: Мики больше не принадлежит Кодзуэ. Если учесть, что на Семинар Микагэ Кодзуэ пошла, насмотревшись на Мики и Химэмию — ничего удивительного. Кстати, причастность в данном случае Химэмии — еще один намек на то, что она и Мамия — одно целое.

То, что посуда с коктейлем пустеет — показатель приближающегося конца дуэли. Причина, по которой Кодзуэ пришла на дуэль, вот-вот будет исчерпана. А дальше — рассыпавшаяся роза, рассыпавшееся кольцо, крематорий у Микагэ.

Следующая на очереди — Сиори. Она приходит на дуэль после того, как находит у себя на столе вазу с оранжевыми розами и медальон Дзюри, который та незадолго до этого выкинула в озеро. Вопрос — откуда взялся медальон? Вряд ли Микагэ нырял за ним. А вот Химэмия обладает силой достаточной, чтобы перекраивать условно материальный мир Академии по своему разумению, для нее это не проблема.

Во время дуэли Сиори на партах находятся птицы. Вроде той, которая разбилась на балконе, когда Дзюри была холодна с Сиори. Эта птица символизирует саму Сиори, которая не может достучаться до Дзюри, чувствует себя жалким существом с обломанными крыльями рядом со своей прекрасной старшей подругой. Дзюри, кстати, смотрит на птицу с равнодушием. То, что на Арене птицы разбитыми не кажутся — намек, что Сиори сильнее Дзюри. Сиори прямым текстом говорит это Утэне.

Дальше — Цувабуки. Случай с ним — исключение. Тут Химэмия не вмешивается, зато вмешивается Микагэ. Обнимает Нанами за плечи, ведет ее обедать, обещает ей участие в своем Семинаре... Цувабуки ревнует. А Нанами вдобавок говорит ему: «Ты еще ребенок», прежде чем уйти с Микагэ.

Во время дуэли Утэны с Цувабуки на партах появляются обкусанные шоколадки, определенным образом связанные с его отношением к Нанами. Цувабуки для Нанами только ребенок, потому для него шоколад, а не более взрослые вещи, и поцеловать он ее тоже может только посредством шоколадки, которую она кусала, через объедки, в общем. Непрямой поцелуй — так сам Цувабуки и говорит. Пусть не Нанами шоколад кусала, а Мари, смысл тот же. Эта обкусанная шоколадка — символ того, ради чего Цувабуки хочет повзрослеть, в некотором роде его надежда.

Тацуя не становится дуэлянтом Черной Розы — ему «не было назначено» на Семинар Микагэ, он слишком хороший человек, чтобы получить черную розу. Зато случай с ним показывает, что даже у Микагэ (и Акио) бывают просчеты.

Вакаба приходит на дуэль из-за заколки. Той самой, которую Микагэ взял у Сайондзи и которая позже появилась в волосах Химэмии. Эта заколка добила Вакабу, стала последней каплей, вынудившей прийти на Семинар. Потому на партах разложены заколки. Интересно, что Утэна сбивает розу Вакабы ее же мечом и не позволяет подруге упасть на Арену, в приготовленный для нее силуэт.

Далее — на дуэли с Кейко парты украшены оранжевыми зонтиками, копиями того, под которым она прогуливалась с Тогой. Что интересно, зонтики открыты. Скорее всего, они символизируют надежду Кейко — то, что она всегда сможет ходить вот так под дождем с Тогой. Химэмия, кстати, тоже приходит на дуэль с зонтиком. Красным с белым, под цвет платью. Ближе к концу дуэли зонтики сносит с парт, они куда-то летят вместе с зонтиком Химэмии.

Микагэ не вызывает Утэну на дуэль. Он показывает ей фотографии предыдущих дуэлянтов Черной Розы, после чего она, вне себя от ярости, набрасывается на него. От избиения профессора Нэмуро спасает только Печать Розы, замеченная Утэной. Утэна вызывает Микагэ на дуэль — третий такой случай. Первый был с Сайондзи, в 1-ой серии, второй – перед второй дуэлью с Тогой.

Микагэ ни из кого не достает оружие. Он приходит с собственной саблей, и вряд ли она имеет отношение к духовному оружию. Он — настоящий дуэлянт, без духа умершего, который в него вселился. С другой стороны, черная роза Микагэ и слова Акио в финальной серии саги вызывают определенные вопросы. В частности — насколько реален сам профессор? И что случилось с его воспоминаниями? Он не узнает сильно постаревшую Токико, когда она проходит мимо него, зато начинает путать ее с Утэной. Фото Мамии, расставленные по партам во время дуэли Микагэ с Утэной, тоже — фальшивки. Они изображают Мамию-Химэмию, а не того Мамию, который жил когда-то. Правда, сам Микагэ вспоминает все это далеко не сразу. И, вспомнив, сразу же проигрывает. А потом исчезает.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно прийти к следующим заключениям:

1) Цель Саги Черной Розы — «замедлить» Утэну… и лучше познакомить зрителей с основными персонажами.

2) Система с дуэлянтами Черной Розы не заработала бы без взаимодействия Микагэ и Химэмии, которую Микагэ упорно принимает за Мамию. Она в большинстве случаев подготавливает «клиентов», он — обрабатывает путем гипноза-психоанализа, а потом они вместе наносят финальный удар.

3) Вещи, которые появляются на партах во время дуэлей — символы того, ради чего сражаются дуэлянты. Но без влияния на них одного из ста дуэлянтов, когда-то сгоревших в Мемориальном Зале Нэмуро, тоже не обходится — на это указывают силуэты людей, изображенные на Арене.

4) В конце дуэли вещи исчезают с парт или каким-то образом изменяются (посуда с коктейлем пустеет, зонтики и птицы улетают, фотографии Мамии падают изображением вниз), а сами парты сдвигаются.

5) Вероятнее всего, Мемориальный Зал Нэмуро — не первое здание такого толка, а Микагэ — не первый манипулятор на службе у Акио.