Бросить вызов миру

Заметки из приложения к лазерным дискам

Огуро Юйтиро, планировщик

«Юная революционерка Утэна» — проект, задуманный и спланированный творческой группой BE-PAPAS. Возглавлял работу Кунихико Икухара. Звучит здорово и значительно, но в реальности всё было совсем не так круто. Это был ужасный и мучительный процесс из проб и ошибок.

Это был 1994 год, когда Икухара сказал мне: «Я хочу создать аниме на основе сюжета, который мы придумаем сами. Поможешь?». Он тогда был режиссёром на одной аниме-студии, а я писал для аниме-журналов. Полагаю, что после работы только над проектами компании, данными ему «сверху», Икухара захотел сделать что-то самостоятельно с нуля. Это значило, что с компанией придётся расстаться. Мне нравились его работы, и я подумал, что создание оригинальной истории будет интересным делом, так что я решил поучастовать.

Аниме по нашему собственному сюжету. Даже больше того — если всё пойдёт хорошо, целый ТВ-сериал. Разумеется, я хотел, чтобы у нас всё получилось, и собирался серьёзно взяться за дело, но поначалу это казалось лишь мечтой, совершенно оторванной от реальности. Лично я даже не задумывался об ожидающем нас уровне ответственности после начала работы.

Первая рабочая встреча, которую я посетил, произошла в 1995 году, в канун Нового Года.

Мы засели в семейном ресторанчике в городе. Тогда нас было трое — Икухара, Энокидо и я. План, который представил нам Икухара, был озаглавлен «Порождающая дракона из груди королева Утэна». У Икухары не было заготовлено конкретного сюжета, зато было имя главной героини — Утэна. На груди у неё была металлическая голова дракона, и режиссёр настаивал, что во время битв эта голова должна была вырастать из её груди. Я ничего толком не понял, но подумал, что это будет героическое фэнтези или околонаучная фантастика, так что постарался накатать парочку черновых историй.

Ни я, ни Энокидо с Икухарой тогда понятия не имели, что мы вообще делаем. У нас было отношение в духе «Главное — сдвинуться с места». Сперва Икухара вбросил какую-то идею, общее направление произведения, а затем Энокидо и я начали придавать ему плоть, добавлять идеи, записывать наброски… этот процесс так и не менялся в течение всего нашего планирования.

Через несколько месяцев план успел несколько раз поменяться. Когда был готов первый хоть как-то пригодный рабочий документ, он описывал историю супергероини в OVA-формате. Это было всё, что я смог почерпнуть из мыслей Икухары и Энокидо.

Даже в этом плане героиню звали Утэна, а её главного противника — «Край Света». Возлюбленного Утэны звали Отори. Но главным героем был кто-то ещё. Утэна была старшеклассницей, но по неким причинам приглядывала за детьми в детском саду в одном из закоулков академии. На самом деле она была супергероиней. Каждую неделю некая неизвестная фанатичная сущность «Край Света» совершала атаку на этот садик, и Утэна трансформировалась, чтобы принять бой.

Ну а главным героем у нас был юноша-старшеклассник. Невероятно влиятельный президент студенческого совета (надо же, у нас уже тогда был этот образ) поведал ему, что таким неудачникам место в детском саду, и действительно его туда отправил. Там юноша влюбился в воспитательницу Утэну, которая была его ровесницей. Но она воспринимала его как любого иного своего подопечного.

В какой-то момент выяснялось, что все эти дети принадлежали Утэне, а человек по имени Отори усыновил их. Утэна считала, что Отори — совершенный человек, но со временем она начинала понимать, что никакого «Отори» не существовало. А затем выяснялось, что Отори должен был приехать в Академию в последней серии… Такой вот сюжет.

Отори в тот момент ещё не был Акио, это имя утвердили только в момент запуска сериала в эфир. Не предполагалось на тот момент и экзотической внешности — обычный шаблонный красавец.

Сейчас, в подобном пересказе, это выглядит смехотворно. Но смех смехом, а таким на тот момент был результат наших искренних стараний. Мы думали, что раз это план для OVA-формата, нам легче будет убедить производителей в его привлекательности для аудитории. Честно говоря, пусть первоначальный замысел и выглядел глупо, но мне нравилась его сбалансированность, вся эта аллегоричность и символические персонажи вроде «Края Света».

Икухара был совершенно уверен насчёт имён Утэны и Края Света. Он и Энокидо написали ворох документов задолго до моего прихода в команду, и мне пришлось это принять как неоспоримый факт. Край Света по их замыслу символизировал отчаяние, безвыходные обстоятельства. Во время нашего планирования Икухара часто восклицал: «Я видел Край Света!» или «Проклятье! Да это же Край Света!» Он также говорил, что Утэна — девушка, которая остаётся храброй, и это будет история о том, как она бросает вызов миру.

Сразу после завершения сценария про супергероиню Икухара заявил, что хочет сделать историю «прекрасной девушки в мужской одежде». Вроде как в театральных шоу Такарадзука. Затем ему попалась на глаза манга Тихо Сайто. Рисунок и стиль покорили его, и он заявил, что хотел бы, чтобы Сайто Тихо работала над дизайнами персонажей. План радикально изменился. Вместо конкретного рынка мы нацелились на более широкую аудиторию. Видимо, Икухара почувствовал в Сайто Тихо то, что помогло бы нам добавить плану привлекательности.

Весной того же года мы связались с мисс Сайто и попросили сделать для нас дизайны персонажей. Она проявила редкостное снисхождение к ораве неизвестных людей, которые свалились из ниоткуда и попросили нарисовать им дизайны. Это было для нас настоящей удачей.

На этой стадии замысел назывался «Поцелуй юной революционерки Утэны».

Сайто Тихо закончила работать над концептами персонажей в мае. Примерно тогда же мы утвердили название BE-PAPAS. Название выбрал Икухара. Я был согласен, что оно подходит нашей ситуации, хоть такая прямота и изрядно смутила меня.

Раскладка сюжетно значимых персонажей для «Поцелуя юной революционерки Утэны». Семнадцатилетняя школьница Утэна Харука стала предводительницей девушек в мужской одежде и сражалась за некую Сиенн. Короткие волосы, мужские черты лица, в общем, «девушка в мужской одежде». Все эти рисунки принадлежат мисс Сайто.

В плане по-прежнему была довольно сильна тема «превращающихся девушек». Другими словами, у нас на уме был детский сериал, главным спонсором которого мог бы стать производитель игрушек, заинтересованный выпуском предметов для превращения и тому подобного. Это была история о команде обаятельных воительниц в мундирах, сражавшихся против злодея «Край Света», и на тот момент дело уже происходило в академии Отори. Поскольку основой трансформации главной героини выступал поцелуй, это слово вынесли в название. Идею подобной трансформации предложил Икухара, но мисс Сайто, похоже, тоже её оценила. Вроде бы детское шоу с такими элементами наверняка бы привлекло и поклонников аниме. В плане удалось достичь баланса. Возможно, на тот момент мы старались сделать историю для подростков.

Как видно на рисунках, у Утэны тогда были короткие волосы и более маскулинные черты лица. На этой стадии уже присутствовал персонаж, впоследствии ставший Дзюри. Её звали Рури Арисугава, и она практически не отличалась от той Дзюри, которую мы знаем. Более того, уже тогда в её медальоне хранилась фотография любимого человека, которую она никому не показывала. По какой-то загадочной причине это был единственный персонаж, который практически не изменился в экранизации.

На этот момент лозунг «принести в мир революцию» уже значился в планах. Другими словами, это уже тогда была история о конфронтации «мира», сражениях с «Краем Света» и «революции».

Лето, тот же год... С рабочими документами на руках мы с Икухарой обошли видео-компании и производителей игрушек. Поиск спонсоров шёл плохо, но мы не сдавались.

Это было холодное лето. Думаю, именно в этот период я больше всего трудился над проектом. Я часто говорил с Икухарой о том, что единственное, что нам заведомо не подходит, это утешение «Мы не смогли, но мы очень старались». Мы были готовы на любые меры для реализации замысла. В какой-то момент наши блуждания закончились встречей с Оцуки Тосимити из King Records.

Мистер Оцуки проглядел документ и сказал, что вышло неплохо, и он поможет в реализации. Это было смелое решение. Он всё ещё работал над Евангелионом, к тому же, в то время производители видео крайне редко финансировали телесериалы. Потом он признался, что его завлекла увлечённость Икухары, а не сам наш проект.

Знакомство с Оцуки превратило план в гораздо более реальный. Мы закончили тем, что выбросили идею «трансформации с поцелуем». Оцуки также предложил длинные волосы героини. Он сказал, что в сериале для женской аудитории длинные волосы больше понравятся основной массе юных зрительниц. Так как нам надо было найти других спонсоров вдобавок к King Records, пришлось пойти навстречу. Так что мы взяли персонажа второго плана, милую длинноволосую Ран (совсем не похожую на «героиню в мужской одежде»), и сделали на её основе новый дизайн главной героини сериала. Одной из причин этого решения было то, что при первом ознакомлении с документами Оцуки заметил её и сказал: «А она симпатичная. Мне нравится.» Он также потребовал разделить историю на пару блоков по восемь-десять серий.

Мы начали переделывать сценарий.

Пришла осень. Заглавие сменилось на «Юная революционерка Утэна» и мы заключили контракт с Shogakukan на публикацию манги. С осени до зимы наши рабочие встречи следовали одна за другой, и мы перебрасывались на них различными идеями. Многие разговоры не имели отношения к проекту. Телефонные звонки шли один за другим. Возможно, мы больше учились работать сообща, чем непосредственно работали над сюжетом. Насыщенные вышли дни. Икухара предложил выдать героине мужскую школьную форму с высоким воротничком. Его вдохновение опиралось на эскизы Сайто, на одном из которых героиня была изображена в повседневной мужской одежде. На тот момент форма предполагалась розовой. На самом деле, всю первую часть манги Сайто героиня ходит именно в розовой форме. Затем Икухара ввёл новую героиню и сказал, что хочет сделать историю отношений между двумя девушками. Так возникла Анфи.

Очевидно, что Икухара хотел совместить две личности в заглавном персонаже, но как он ни старался, объединить их просто не получалось. Так что он разделил их между двумя разными героинями, и в результате появилась на свет Анфи. Другими словами, в раннем варианте Утэна совмещала в себе черты нынешних Утэны и Анфи. Дуэли были идеей Энокидо. Он предложил выкинуть сражения и заменить их дуэлями между Дуэлянтами. Первоисточником этой задумки стало то, что мисс Сайто любила «Трёх мушкетёров» Дюма. В тот период мы решили, что в первой арке Утэна будет сражаться, дабы защитить Химэмию, а потом Анфи возьмётся за меч и тоже станет сражаться.

План то и дело подвергался дополнениям и корректировкам. Трансформации, безупречные атаки, зловещие организации и другие типичные элементы так называемых «девочек-волшебниц» ушли под нож. Затем до нас дошло, что мы убрали слишком многое, и мы поспешно начали добавлять. Но в результате проект, начинавшийся как «махо-сёдзе про превращающихся девочек», вырос во что-то загадочное и не имеющее названия. «Юная революционерка Утэна» стала «Юной революционеркой Утэной».

Команда отсиживалась в городской гостинице с кануна Нового Года 1995 до Нового Года 1996. Там же прошли финальные рабочие встречи. Собрались трое: Икухара, Энокидо и Сайто. На этой стадии все вопросы, связанные с сюжетом, я оставил им, так что я не участвовал. Икухара приболел, и работали в основном Энокидо и Сайто. Невеста-Роза, правила дуэлей, завязка и общий костяк сюжета были описаны именно тогда, так же как и роли персонажей в истории. Энокидо же предложил имена дуэлистов.

К тому времени у нас уже появилась студия, и Синъя Хасегава начал работать над дизайнами персонажей сериала. Зимой того же года мы закончили финальный план работ.

К весне 1996 сценарий первой серии был более-менее проработан, так что началась работа непосредственно над сериалом. Сайто опубликовала пролог манги в ежемесячном журнале Ciao. Потом она приступила к созданию самой манги.

Производство аниме и выпуск манги шли бок о бок, и они влияли друг на друга в ходе работы. В конце 1996 Икухара заявил, что он хочет использовать хоралы Сизера; примерно в то же время он сказал, что хочет сделать мундир Утэны чёрного цвета. Ощущение театральной сцены, песни Сизера, девочки-тени… благодаря своему непосредственному управлению проектом, Икухара делал его всё больше и больше своим детищем. Работа над диалогами вовлекала элементы влияния Энокидо и других наших коллег. Проект продолжал обрастать деталями.

Весной 1997 сериал запустили в эфир. Когда в первой серии я увидел меч из груди Анфи, я понял, что за образ хотел реализовать Икухара, когда говорил о драконе, появляющемся из груди девушки. План заметно менялся, но я удивился, сколь многое из первоначальных замыслов Икухара сумел в той или другой форме сохранить в итоговом документе за всё то время, прошедшее с начала 1995 года, когда мы только приступили к работе.