Интервью с Каваками Томоко

Каваками Томоко (川上とも子), 25.04.1970–09.06.2011 — сэйю (актриса озвучки), сыгравшая роль Утэны в сериале и полнометражном фильме «Shoujo Kakumei Utena». Другие её известные роли — Хикару в «Hikaru no Go», Марико в «Elfen Lied», Мисудзу в «Air», Тирико в «Fushigi Yuugi», Аканэ в «Harukanaru Toki no Naka de», Розетта в «Chrono Crusade», Сой Фон в «Bleach»…

Из материалов к оригинальному японскому изданию фильма «Shoujo Kakumei Utena: Adolescence Mokushiroku», в переводе на английский включено в буклет к коллекционному изданию 2011 года.

«Юная Революционерка Утэна» очень мне дорога. Отчасти потому, что это была моя первая главная роль, и потому, конечно же, что сама Утэна как персонаж мне нравится, — но ещё важнее, на мой взгляд, что благодаря этой роли я познакомилась с создателями «Утэны». До той поры я лишь только старалась справиться с собственной работой и не видела всей картины: как много людей трудится над анимэ, сколько чувств и размышлений они вкладывают в работу. Я впервые узнала об этом, когда посетила студию «BE-PAPAS», на которой снимался сериал.

Поводом для визита стало то, что я решила, будто прошла кастинг на роль Утэны по какой-то ошибке. Понимаете, в день прослушивания мне едва хватило времени один раз пробежать материал глазами, прежде чем меня позвали в кабину, — и не успела я понять, что за персонажа играю, как прослушивание закончилось. И я какое-то время просто стояла, как оглушённая: было такое чувство, словно меня кто-то одурачил. А потом я слушала, что говорят другие претендентки, вышедшие с прослушивания, и не могла отделаться от мысли, что их трактовки образа Утэны совсем не похожи на мою. Мол, «она такая крутая», или «прямо как в Такарадзуке»… В общем, я решила, будто всё запорола, и была абсолютно уверена, что не прошла, — поэтому, когда мне позвонили и сказали, что роль досталась мне, я просто не поверила. Тем более, прослушивание было в записи, и режиссёра в тот день не было в студии — то есть, он выбирал исключительно по голосу! Я подумала: «Кто угодно может ошибиться, когда приходится прослушивать в записи полторы сотни человек. Это наверняка ошибка. Если я никому не скажу о случившемся, это будет жестоко по отношению к той, кому на самом деле досталась роль». Ну да, теперь я понимаю, это был безумный повод для визита.

Едва добравшись до студии «BE-PAPAS», я сразу выпалила: «Вы уверены, что меня взяли на роль Утэны не по ошибке? В смысле, у меня на прослушивании Утэна получилась совсем не крутая…» А Икухара-сэнсэй ответил: «Вы совершенно правы». У всех остальных актрис получились крутые Утэны — и вот среди них, как белая ворона, одиноко торчала моя непроспавшаяся Утэна… и её наивная добросердечность казалась неожиданно настоящей. «Вот поэтому я вас и выбрал», — сказал режиссёр, и в тот миг было такое чувство, словно время остановилось — и словно я только что впервые встретилась с Утэной.

В тот день меня только познакомили с участниками «BE-PAPAS», и я пошла домой. Но позже, бывало, мы с авторами вместе ходили выпить, или я заглядывала к ним в гости, и мы говорили об «Утэне», когда только представлялась возможность. Все те мгновения, когда мы говорили об актёрской игре, когда я колебалась и спрашивала совета, когда мы решали: «Айда гулять!» и держали курс на пляж, когда отмечали окончание работы над сериалом на лыжной базе отдыха — всеми этими драгоценными воспоминаниями я обязана «Утэне». Тогда я всякий раз думала: «Надо же, какие душевные люди делают это анимэ. Я так рада, что мне выпала возможность с ними понакомиться!» Я всего лишь одна из актрис, но я считаю большим везением то, что мне выпал шанс принять участие в этом сериале и творить вместе с этими людьми. Тогда я впервые по-настоящему ощутила уверенность в том, что выбрала верную профессию — профессию актрисы озвучки.

После того, как закончился сериал, те мотивы и образы, которые я ощутила в «Утэне», никогда меня не покидали, оставаясь где-то в моём сердце. Тем временем, в реальном мире многое причиняло мне боль и страдания — но теперь, наконец-то дождавшись выхода этой полнометражки, я испытала некоторое облегчение. Эта версия «Утэны» оставляет зрителю надежду. Та крупица надежды, что остаётся после сериала, здесь вырастает в нечто более ясное.

В те полтора года, что прошли между финалом сериала и выходом фильма, я столкнулась лицом к лицу с теми невзгодами и страданиями, через которые проходит каждый на пути во взрослую жизнь, со всем неправильным, что есть в современном обществе взрослых, с тем, насколько в нём неуютно. И я отчаянно боролась, пыталась что-то сделать, чтобы это изменить. Но в конце концов пришла к неутешительному выводу, что взрослых так просто не изменишь. И всё же я не хотела просто так сдаваться. Я хотела облечь свою безутешность в конкретную форму, чтобы донести хоть до кого-нибудь. И вот я попыталась скроить из этого нечто целостное и записала свой первый альбом; должно быть, поднятые в нём темы слишком остры, люди не привыкли ожидать подобного от актрис озвучки. Я излила в этот альбом всё своё невыносимое отчаянье.

Но с тех пор, как я приступила к работе над полнометражкой «Утэны», я чувствую себя уже не столь безутешной. У меня появилась уверенность: однажды придёт тот день, когда в обществе не будет места запутавшимся взрослым. К тому времени я уже передумала много всякого обо всём на свете, так что этот фильм, возможно, просто слегка подтолкнул меня в нужном направлении. Но я считаю, что такие лёгкие толчки жизненно необходимы, когда ищешь ответы. И я буду по-настоящему счастлива, если эта работа под названием «Утэна» и то, как жила героиня по имени Утэна, тронет ваши сердца и подтолкнёт вас к чему-то важному, так, как это было со мной. Даже если прямо сейчас ничего не изменится, я надеюсь, однажды вы невольно припомните этот фильм, пусть даже годы спустя. Мне хочется верить, что человек — это такое существо, которое до конца своих дней не перестаёт взрослеть.