Революция роз

Старт «Утэны» в нашей стране интересен вдвойне, поскольку после «Таинственной игры» и начавшего выходить «Икса» «Юная революционерка» наконец-то явит зрителям редкий пример интеллектуального девического аниме, достойно рассекающего застоявшиеся воды однотипных сериалов о подростках.

Сериал повествует об учебном заведении под названием Академия Отори, изящно замаскированном под элитную школу. За ее шпилями, точеными башенками и розами скрывается Арена, где год за годом идет тайный фехтовальный турнир. Закрученная цепь дуэлей ведет претендентов к обретению главного приза ― Силы, дающей право свершить загадочную Мировую Революцию и изменить мир.

Центральный персонаж истории ― четырнадцатилетняя Утэна Тэндзё, поступившая в Академию и поначалу ничего не знающая о секретах, хранимых ее одноклассниками.

Однако и Утэна не столь проста. Когда-то в детстве её спас юноша, показавшийся ей волшебным принцем, и потрясенная его благостью и силой, Утэна сама поклялась стать таким же Принцем, защитником и спасителем всех, кто слаб и нуждается в помощи.

Оказавшись в стенах Академии, она быстро оказывается в центре водоворота интриг, узловая точка которого ― Анфи Химэмия, молчаливая смуглокожая девочка, за право обладать которой (подчас буквальное) ведутся ритуальные поединки на шпагах и мечах. Утэна, ещё не понимающая подоплёки дуэлей, вступается за честь одноклассницы и, ко всеобщему удивлению, побеждает, становясь новым чемпионом и символическим хозяином Невесты Роз ― как называют Анфи члены Школьного Совета. Отношения Утэны и Анфи, связанные судьбоносной победой в первой схватке, постепенно крепнут. Грустная и замкнутая Невеста Роз поначалу лишь покорно следует за своим новым «принцем», но благородство Утэны и её непоколебимое стремление защитить подругу от дуэлянтов Школьного Совета превращают подневольное знакомство в настоящую дружбу.

Вместе они делают первые шаги к Мировой Революции.

Есть люди, у которых капитан внутри

Главными противниками Утэны в первых сериях становятся четверо представителей Школьного Совета, по собственным причинам желающие завладеть Невестой Роз. Но для осуществления мечты каждого из них требуется одно средство ― Революция, и они принесли сакральную клятву «разбить скорлупу этого мира».

Грубый и эгоистичный Кёити Саёндзи (единственный персонаж, которого в сериале называют исключительно по фамилии) мечтает вернуть Анфи и отомстить Утэне за унижение, которое он пережил, потеряв Невесту Роз в самой первой дуэли. Сентиментальный пианист Мики Каору со своим верным секундомером, как и Утэна, желает уберечь беззащитную Анфи от жестокостей Турнира. Аристократичная Дзюри Арисугава видит в Утэне лишь наивного идеалиста, которому необходимо преподать урок об истинном положении вещей в жизни. Ну а председатель Школьного Совета, самодовольный плейбой Тога Кирю жаждет абсолютной власти над всей Академией, над каждой девушкой в ней, и не готов терпеть независимость Утэны, которая, подобно кошке, гуляет сама по себе.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сражения Утэны со Школьным Советом ― лишь прелюдия к долгой и на редкость запутанной истории. По завершении первых тринадцати эпизодов, именуемых «Сагой о Школьном Совете», Утэна начинает понимать, сколь глубока дыра, в которую она провалилась, и что до дна ей ещё лететь и лететь, собирая по дороге на свой мальчишеский пиджак всю рязь и паутину школьных тайн. А заодно ― тумаки от новых противников. К счастью, падать ей пришлось не одной, а в компании с Анфи, зачарованной идеализмом и постоянством Утэны.

Сюжет «Революционерки» развивается по спирали, той самой Spira Mirabilis, о которой поется в музыкальной теме Мики. Каждый новый виток частично переигрывает события предыдущего, однако спираль раскручивается все шире и шире, позволяя узнать больше о Мировой Революции и волшебной Силе Диоса. которой якобы обладает Утэна. В этом удивительная особенность сериала: повторяющиеся сюжетные линии не делают историю скучной или надуманной.

Следующий цикл ― «Сага о Черной Розе» ― следует за событиями первых серий, однако это взгляд с другой стороны зеркала, от куда мы можем увидеть иную правду о дуэлях во имя Революции и чести Невесты Роз. Третий цикл ― «Сага об Акио Отори», где нас знакомят с таинственным ректором Академии; и четвертый, когда придет пора вместе с Утэной-Принцем сразиться на финальной дуэли в «Саге об Апокалипсисе» ― каждый раз они меняют свой мир. И наш тоже.

Это возродилась и окрепла в медном гуле праведная кровь

История «Утэны» началась задолго до того, как режиссер Кунихико Икухара задумал создать сериал о девочке-принце.

Икухара (или Икуни, как он сам себя называет) родился в 1964 году и первые шаги на анимационном поприще сделал уже в середине 1980-х. Проработав несколько лет помощником режиссера на паре низкопробных детских проектов, в 1993-м он впервые попробовал себя в качестве самостоятельного творца. Его учитель и коллега Дзюнити Сато передал молодому Икуни бразды правления одним из самых популярных сериалов той эпохи ― Bishoujo Senshi Sailor Moon.

Прирожденный эстет, Икуни старался изо всех сил и умудрился поднять «Сэйлор Мун» до внушающего уважение уровня, однако специфика коммерческого производства давала о себе знать. Через несколько лет Икухара покинул проект, предпочтя творческую независимость карьерным соображениям. Уход с теплого местечка в никуда ради свободы самовыражения оценили многие ― к «отказнику» потянулись разномастные творческие личности.

Итак. Кунихико Икухара, режиссер. Ёдзи Энокидо, сценарист. Синъя Хасэгава, художник-постановщик. Юитиро Огуро, продюсер. Тихо Сайто, художник-иллюстратор. Именно эта пятёрка образовала творческий коллектив под название Be-Papas, благодаря которому на свет появилась «Утэна». Несомненно, Икухара был локомотивом группы, однако в начале все решения принимались коллегиально, и каждый из пятерых внес в творческий процесс частичку своего мастерства. Труды Be-Papas оказались востребованы, и уже в апреле 1997 года на экранах TV Tokyo появились первые серии их совместного детища.

Не менее важным аспектом создания «Утэны» было сотрудничество творческой группы с композитором-авангардистом Такааки Тэрахарой, известным под псевдонимом J. A. Seazer. Икухара познакомился с музыкой Сизера в модернистских театральных постановках кумира своего детства Сюдзи Тэраямы, культового драматурга и поэта 1970-х. Благодаря удивительному впечатлению от спектаклей Тэраямы, «Утэна» обрела певческий лейтмотив, а величественные хоралы Сизера стали важным ключом к пониманию смысла сериала, наравне с сюжетом и персонажами. Даже самому Икухаре довелось поучаствовать в исполнении некоторых композиций, и он до сих пор называет сотрудничество с Дж. А. Сизером самым счастливым эпизодом своей профессиональной карьеры.

Сквозь зеркало и что там увидела Утэна

Спустя два года после премьеры сериала, в 1999 году увидел свет очень своеобразный эпилог ― полнометражный анимационный фильм «Апокалипсис юности». По сути это финальная кода симфонии Икухары, не вмещавшаяся в сюжетно-образные рамки сериала. Режиссёр подарил зрителям игривого перевёртыша, «оговаривающего» финал первоисточника, пускай и на свой лад.

Сюжет фильма ― альтернативная история Утэны и Анфи. Фабула о девочке, которая стала Принцем, спасителем и защитником невинных, повторяется в «Апокалипсисе», но звучит уже совершенно иначе. Картина с неплохим бюджетом нарисована ещё более изысканно, чем телесериал, однако сюжетно она проще и легче для восприятия. Ведь сериал ― не только история Утэны, но и тех, кто стоит на её пути. В полуторачасовом же фильме Акио, Тога, Дзюри и другие второстепенные персонажи превращаются в символы определенных этапов жизни Утэны и Анфи, сквозь которые обе героини должны пробиться на пути к своей новой Революции.

Фильм как бы разделён на две части, постепенно сливающиеся в единую сюжетную линию. Первая половина ленты посвящена взрослению Утэны и ее желанию побороть призраки минувшей трагедии, символизируемые тенью ее друга Тоги. «Нельзя лгать себе» ― такой вердикт выносит ей сюжет картины. Вторая часть звучит в унисон: история новой Анфи ― нет, вовсе не того послушного половичка, о который в сериале вытирала ноги добрая половина участников. Эта Анфи Химэмия смела и предприимчива, но и ей предстоит пройти через болезненное осознание собственной зависимости. Так же, как и эмоционально хрупкая Утэна, Анфи всё еще живет под пятой поклонения своему Старшему Брату. Однако борьба за собственные чувства позволяет им обеим оставить позади Академию, где нет ничего, кроме иллюзии счастья, и, пережив осознание действительности, вырваться в настоящий мир.

«Апокалипсис юности» понятнее, чем запутанный и запутывающий мир телесериала, здесь ответы на вопросы очевидны, а сюжетный символизм даже не пытается водить вас за нос. Несмотря на это, не стоит смотреть кинофильм раньше телесериала, ибо ни его сюжет, ни образы не будут расцвечены столь же ярко и гармонично без знания предыстории. Также не стоит забывать, что символы остаются символами, и их нужно расшифровывать. Сцена с обнаженными героинями ― это не апелляция к поклонникам лесбийской эротики, а нечто большее. И передвижной замок Академии ― не просто крепость на колесах. Ну, и наконец, превращающаяся в красный автомобиль Утэна ― это вовсе не превращающаяся в красный автомобиль Утэна.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам

Одну из ключевых ролей в «Утэне» играют музыкальные темы, сочинённые певцом экспериментального авангарда, Джулиусом Арнестом Сизером. Создание мелодии для «характеристики» конкретного героя ― явление вполне типичное для аниме, однако группа Be-Papas и Дж. А. Сизер подняли планку качества на более высокий концептуальный уровень.

«Утэна» ― не мюзикл и не оперетта, несмотря на обилие вокального материала, составившего целых восемь альбомов звукозаписей. Сами персонажи не поют и не исполняют танцевальных номеров, однако каждый прочно ассоциируется с той или композицией, иносказательно выражающей суть истории героя или причины, по которым он вызвал Утэну на дуэль. Эти хоралы метафоричны, и слова в них не должны восприниматься ― да и едва ли могут быть восприняты ― буквально. Не стоит разгадывать их механически, лишь анализируя текст и сопоставляя его с личностью персонажа.

Музыка Сизера создает симфонический настрой для каждого дуэльного поединка, которому она сопутствует. «Когда, где, кто, который» Утэны Тэндзё, «Театр удивительной спирали» Мики Каору или «Палеозой в моем теле» Кёити Саёндзи ― это гармоничное единение слов и хорового пения, резонирующих с эмоциями, которые привели персонажей на арену в Академии Отори для поединка за честь обладания Невестой Роз.

Жизнь, Вселенная и всё остальное

Мир «Утэны» нашел свое воплощение во многих формах изобразительного и игрового искусства.

Параллельно с анимационным сериалом, группа Be-Papas работала над мангой о приключениях Утэны и Анфи, получившей путевку в жизнь благодаря иллюстраторскому таланту Тихо Сайто, известной в том числе комиксом Bronze no Tenshi («Бронзовый ангел») о жизни Александра Пушкина и Натальи Гончаровой.

Учитывая, что на момент старта проекта, у Be-Papas был готов лишь смутный набросок сюжета, а Тихо Сайто и сценарист сериала Ёдзи Энокидо трудились отдельно друг от друга, шеститомная манга «Юная революционерка Утэна» вышла совсем не похожей на одноимённое аниме ― как стилистически, так и сюжетно. К сожалению, манга рассказываем довольно типичную историю для девочек ― о романтической любви и прекрасных юношах ― лишённую скользких поворотов и сюжетных образов, которыми столь удачно изобилует сериал.

Кроме манги, существует игровая графическая новелла «Юная революционерка Утэна: история моей будущей революции», изданная компанией Sega в 1998 году. Обладатели консоли Sega Saturn могли поупражняться в пестовании революций в стенах Академии Отори ― правда, от лица безымянного героя.

Последним экспонатом в музее работ Be-Papas можно считать прелюбопытнейший театральный паноптикум в виде двух спектаклей и одного самого настоящего мюзикла, частично пересказывающих сюжет сериала и сыгранных в концертных залах Токио и Амасаки в 1997, 1999 и 2000 годах. Все роли в очаровывающем своей непосредственностью мюзикле исполняются женщинами, что вносит в перформанс определенный колорит (но при этом удивительно соответствует блуждающему сексуальному настрою «Утэны»).

Хотя видеоигра, манга и мюзикл второстепенны по отношению к телесериалу, сами по себе они вполне жизнеспособны, и могут быть интересны даже тем, кто не знаком с сериалом или кинофильмом.

Турниры отменили

Казалось бы, «Утэну» можно без колебаний отнести к жанру сёдзе, аниме для девочек. Все элементы налицо: элегантные юноши, характерные девушки, лепестки роз, рыцари на белых конях и прочие золушкины грезы. Что отличает «Утэну» от стандартного девичьего «мыла»? Несопротивление этим элементам, их полноценное принятие и трансформирование в нечто концептуально большее, чем просто красивые рюшечки и цветочки. Каждый сказочный образ сериала ― суть символ, часть общей идейной системы, связывающей воедино все произведение.

И принца из снов Утэны, и спасительную силу Диоса можно принимать за чистую монету, видя в них именно то, чем их назвали. Однако творческим достижением Икухары и Be-Papas стало другое: им удалось замаскировать реальность под сказку, уместить многое в малом. Множество смыслов проявляются при каждом новом взгляде, при каждой попытке понять, о чём же на самом деле эта история ― и эта революция.