Тезисное описание партии Игры в бисер, посвящённой сравнительному анализу биографий Иозефа Кнехта и Микагэ Содзи

  • Персонажи: Кнехт, Микагэ, Акио; упоминаются Утэна, Плинио и другие
  • Жанры: Юмор, Психология, Философия
  • Размер: мини
  • Аннотация: Между касталийским Орденом и Орденом Печати Розы так много общего! Некий молодой касталиец в своём научном труде развивает эту тему, сравнивая и противопоставляя друг другу биографии Иозефа Кнехта и Микагэ Содзи.
  • Примечания: Кроссовер с «Игрой в бисер» Г.Гессе. Осторожно, язык фанфика нагло стилизован под книгу Гессе!) Нежно люблю всех героев и отношусь с огромным уважением к их создателям ^^


Настоящий сравнительный очерк представляет собой тезисное описание партии Игры в бисер, подготовленной для участия в празднестве большой публичной игры, что ежегодно проводится в Вальдцеле /Касталия/. Эта партия вызвала горячие споры среди достопочтенных мастеров Игры, поскольку здесь фигурирует имя и затрагивается история одного из величайших магистров прошлого ― Иозефа Кнехта. Поэтому, по традиции предваряя данную работу небольшим вводным обращением, мы, прежде всего, желали бы сообщить читателю о серьёзности наших намерений: то глубочайшее почтение, с которым каждый касталиец относится к памяти великого Мастера, к его заслугам перед Отечеством и вкладу в сокровищницу науки, ― полностью исключает возможность трактовки данной партии в легкомысленном или юмористическом ключе.

Упрекая нас в легкомыслии, наши уважаемые оппоненты, в первую очередь, исходят из неравноценного выбора биографий центральных фигур партии. Но позволим себе напомнить, что личность Магистра Кнехта овеяна столь же большим количеством легенд, как и личность Микагэ Содзи ― великого учёного и гениального режиссёра человеческих душ, о котором мы знаем слишком мало, чтобы однозначно причислять его к персонажам легендарным. Однако схематичность образа Микагэ, объясняемая, без сомнения, традициями той страны, где он жил и работал, как раз даёт основание полагать, что профессор-Тень ― реальная личность, а не мифический герой. Косвенно это подтверждается сравнением его биографии с биографией профессора Нэмуро, занимавшегося в то же время в Академии Отори теми же научными вопросами. Всесторонне изучив проблему, мы даже возьмём на себя смелость заявить, что Микагэ и Нэмуро ― одно лицо. Но поскольку подробное рассмотрение этой темы не входит в задачу настоящего описания, то мы лишь ограничимся утверждением, что Микагэ Содзи ― лицо исторически реальное, а, следовательно, любые факты его биографии (реальные или легендарные) могут быть так или иначе соотнесены с фактами биографии Магистра Игры Иозефа Кнехта.

Поскольку на предварительном рассмотрении партии было высказано предложение заменить достаточно спорную фигуру Микагэ не вызывающей сомнений, ясной и реальной фигурой Отори Акио, мы считаем необходимым коротко остановиться на этом вопросе. Как известно из сохранившихся биографий и многочисленных свидетельств, именно Отори Акио организовал в Академии Отори подобие нашего касталийского Ордена, среди самых достойных членов которого время от времени разыгрывались дуэльные партии на приз обладания Невестой-Розой ― неким символом, подтверждающим право лучшего и дающим определённые преимущества в игре. Здесь уместно будет заметить, что дуэльная игра в Академии Отори в некоторых своих положениях напоминает Игру в бисер ― именно тем, что в основе борьбы стоят интересы и идеалы игроков. Чья душа чище, чьи интересы бескорыстнее, тот имеет больше возможностей провести свою партию с привлечением силы Невесты-Розы, что, конечно же, не гарантирует победы, но намного увеличивает её вероятность. Однако Орден Печати Розы и дуэли ― не единственное, что отличало Академию Отори от остальных элитных учебных заведений подобного плана. Именно Отори Акио выдвинул идею и стал организатором научного проекта «Вечность», руководителем которого и был назначен профессор Микагэ (по другим данным, профессор Нэмуро).

И здесь мы вплотную подходим к вопросу, почему столь великолепная и, что немаловажно, полностью реальная биография не была взята нами, как антитеза биографии Магистра Кнехта в настоящей партии? Несмотря на то, что личность Отори Акио сложна и во многом привлекательна, мы не имеем каких-либо сведений о том, подтолкнула ли его Игра к индивидуальным духовным открытиям и озарениям. Более того, у нас создалось впечатление, будто основатель Ордена Печати Розы был настолько увлечён самим процессом игры, что вообще не видел перед собой какой-либо конечной цели. Усложняя правила, детально выстраивая взаимоотношения игроков, сам он непременно оставался участником проекта, даже не предпринимая попыток выйти за его границы. Тогда как профессор Микагэ в конце своей партии покидает Академию Отори так же, как и Тендзё Утэна ― лучшая из игроков Ордена Печати Розы, так же, как и сама Невеста-Роза. Этот факт может трактоваться только как непременное свидетельство наличия духовного озарения, обретение личного смысла вне Ордена, игры и Академии.

Таким образом, обозначая главной темой настоящей партии духовный путь и поиск, производимый замечательной исторической личностью, её стремление к преодолению заданных рамок и границ, обретение внутреннего смысла и гармонии между желаниями и целью, мы предлагаем проследить развитие этого сюжета в антитезе биографий Иозефа Кнехта и Микагэ Содзи. Основной музыкальной темой партии возьмём один из хоралов Дж.Э.Сизера, любезно предоставленный коллегами из архива Академии Отори. Хорал называется «Я ― воображаемое живое тело», его нотная запись вместе с переводом изложенных здесь тезисов на язык символов Игры и подробная раскладка партии находятся в приложении к настоящему очерку.

Предоставив обоснование избранной темы, и наметив её основную линию, нам остаётся только чуть подробнее остановиться на противоположностях, тех самых узловых моментах, характеристике и подробному рассмотрению которых посвящена эта партия.

Прежде всего, необходимо отметить разность натуры Кнехта и Микагэ: лучистое спокойствие первого и мрачную замкнутость второго. В этом отрывке подробнее должны быть рассмотрены внешние причины, побудившие формирование этих черт, как то: сравнительная характеристика касталийского Ордена и Ордена Отори, педагогическая система и духовная составляющая Игры обоих сторон. А также причины внутренние, включающие особенности воспитания, влияния наставников (или иных людей, сыгравших важную роль в биографии наших героев), окружения, собственные желания к исполнению возложенной Орденом задачи.

Следующим моментом, на который необходимо обратить пристальное внимание, является необыкновенное психологическое чутьё к людям и огромная сила влияния, столь по-разному воплощённая этими учёными. Мягкому педагогическому воздействию Кнехта, его бесконечной терпимости и стремлению к гармонизации внутреннего пространства своего подопечного вполне можно противопоставить резкий, не допускающий возражений тон Микагэ, и использование им таких опосредованных инструментов работы с человеком, как лифт и зеркало. В этом отрывке также должны быть рассмотрены цели влияния, то есть те идеи, во имя которых наши герои используют могучую силу своего личного обаяния для работы с определёнными людьми.

Особым подпунктом данной темы стоит выделить взаимоотношения Магистра Игры и Профессора со своими учениками. Линии Кнехт ― Тито и Микагэ ― Мамия, достаточно интересные сами по себе, вполне могут прозвучать отдельно, а могут быть включены в качестве составной части в общий педагогический мотив партии.

Далее, возвращаясь к личностным характеристикам и причинам поступков, мы соотносим естественное одиночество одарённой натуры с силой её влияния на людей. В этом контексте правомерно будет предложить слушателям медитацию на пассаж из хорала «Я ― воображаемое живое тело»:

«Дёргая за ниточки мира
Одинокое существо
Для остальных ― воображаемый кукловод
Субнулевая тьма
Родившиеся создания
Соотнесены с Антропопериферизмом».

Небольшая ремарка. В материалах, присланных из Академии Отори содержится несколько переводов хорала: от приближенных к тексту, подробно разъясняющих значение каждого слова, до вольных импровизаций на тему. В одной из таких импровизаций вышеприведённый пассаж звучит так:

«Где же, спросите вы, теневой кукловод?
Может, нами всецело придуман?
В ночи хаоса длится мой вещий полёт ?
Одинокий, печальный, угрюмый».

Кульминация партии ― встреча героя со своим альтер-эго, противоположной стороной своей натуры, проявляющаяся в конкретном разговоре с неким не случайным человеком, воплощающим определённую идею, к которой герой, так или иначе, должен прийти в результате своего духовного поиска. В случае Магистра Кнехта ― этот человек Плинио Дезиньори, в случае профессора Микагэ ― Тендзё Утэна. И Дезиньори, и Тендзё воплощают собой нечто не пережитое, не исследованное, символизируя открытую дверь в мир новых творческих задач и ощущений. И тут мы снова возвращаемся к антитезе: противоположности восприятия неизбежных перемен. Если Кнехт, осознав эту неизбежность, смиренно принимает её в себе, анализируя, оценивая, рассматривая с разных сторон, что даёт ему время и возможность подготовиться к осуществлению решительного шага, то Микагэ бунтует, до самого последнего момента не желая увидеть очевидное, но, тем не менее, он не в силах противиться начавшемуся процессу перемен.

Здесь, предчувствуя разного рода возражения, можно заметить, что, поскольку мы вплотную подошли к области легенд, овевающих своим ореолом биографии обоих наших героев, то дуэль Микагэ и Тендзё вполне возможно рассматривать не только и не столько как часть сценария, написанного для них Отори Акио, а скорее, как финальный акт личностной драмы профессора, приведший его к прозрению, озарению и изменению собственной реальности, ― то есть, к уходу из Академии Отори. Что же касается Иозефа Кнехта, то выход его из состава Ордена и сложение с себя обязанностей и полномочий Магистра Игры, ― явление вполне закономерное для личности, главной своей задачей поставившей самосовершенствование и Служение в самом высоком смысле этого слова. Следовательно, однозначно говорить о том, что наши герои окончили свой жизненный путь, мы не можем: достигнув озарения, они перешагнули границы собственных возможностей и отправились по пути самосовершенствования дальше, в те сферы чистого духа, которые обычному человеку познать пока не дано.

На этом месте, в точке наивысшего эмоционального подъёма партии, в общих чертах рассмотрев основные антитезы, ясно обозначив перспективы, и не уходя за границы реальных биографий в область легенд и фантазий, нам представляется правомерным завершить её, предложив слушателям финальную медитацию на пассаж из хорала «Я ― воображаемое живое тело»:

«Я воображаемое обречённое тело, идущее к своему концу
Поиск времени
Без отдыха
Спелеоморф, продолжающий жить
Поиск земли, без рук, без ног
Я всё ещё существую, прозрачный, неосязаемый, лёгкий вздох».