The Beginning of Utena

Итак, я начинаю свое повествование об «Утене», начинаю, как и следовало ожидать, с начала. Как известно, друзья мои, в мире этом всякая сказка начинается с присказки, а всякое аниме ― с opening'a. Поэтому, как несложно догадаться, именно о нем я и поведу речь в этой главе. Сразу оговорюсь ― как таковая присказка в «Утене» тоже будет, и к ней мы еще вернемся не раз, а вот opening станет для нас не столько вступлением или предисловием, сколько очень таким удивительным и во многом показательным явлением, как «Утена» в миниатюре. В самом деле, почти все ключевые идеи, символы, мысли и события, которые нам еще предстоит увидеть в самом сериале, как окажется, можно будет уверенно различить уже сейчас, среди открывающих кадров заставки.

Так что, скажу я вам, такая вот «мини-Утена» ― зрелище, безусловно, вполне достойное внимания любого энтузиаста, заинтересованного в успешном постижении и уразумении сути и основ заложенных в это произведение образов. Именно поэтому я считаю возможным посвятить отдельную главу подробному разбору на первый взгляд достаточно короткого и потому не очень значимого видеофрагмента. Я уверен, что при ближайшем рассмотрении он окажется достаточно интересным и содержательным, чтобы оставить нам немалое количество вкусных и полезных плодов для размышлений. Итак, давайте приступим к поэтапному его изучению. Смотрите: вот первый кадр, на котором мы видим тени с Утены и Анси. Тени ― это ведь, на самом деле, один из ключевых образов сериала. Здесь будут события, скрытые тенями, и люди, странным образом обратившиеся в тени, и тени, удивительным образом ставившие людьми. По большей части тень в «Утене» символизирует потерянное прошлое, хорошее ли, плохое ли, полное разочарований и сожалений, или напротив, притягательное и манящее ― но прошлое, безвозвратно ушедшее, навсегда потерянное и навеки утраченное.

Стремление убежать от своего прошлого или стремление вернуться к нему ― это ли не две грани одной и той же иллюзии? Возможно, именно их и символизируют темные силуэты на фоне алой розы.

Так или иначе, обе главные героини сериала, да и не только они, как мы еще увидим, будут находиться если не в плену, то, во всяком случае, в некоей зависимости, так и хочется сказать ― в тени своего прошлого, и, как вы видите, узнаем мы об этом уже с первых кадров. Интересно будет обратить ваше внимание на тот момент, что Утену-тень мы увидим еще не раз, а вот Анси-тень только и промелькнет в заставке для того, чтобы потом уже более не появиться. Не исключено, что это именно потому, что для Утены ее прошлое важно ― ведь это и её встреча с Диосом, рождение её веры и её мечты. А вот для Анси прошлого уже не существует, она стремится забыть о нем, уничтожить его, скрыться, убежать, потерять это свое прошлое... видимо, именно в силу этого своего желания и окажется она запертой во времени.

Но смотрим дальше.

Их лица касаются друг друга, а сами девушки, позвольте отметить, по всей видимости, обнажены. Так что не надо, друзья мои, рассказывать, что такое вот «пуританское эйчи» ― мувишное ноу-хау. Ведь большинство идей, которые появились якобы только в полнометражном фильме, на само деле являют собой вовсе не инновации, а всего лишь более полное раскрытие уже использовавшихся в сериале образов. Об этом я скажу еще чуть позже, а пока вернемся к тому, что перед нами ― первая встреча наших героинь, когда заканчивается прошлое и начинается настоящее, заканчивается та самая присказка и начинается сказка. Я полагаю, что открывшийся нам сейчас образ говорит в первую очередь об их взаимном доверии, и полной открытости, о том, ничего не прячут и ничего не скрывают друг от друга, о любви и душевном единении.

Означает ли это, что таковое духовное единение произошло уже в момент их встречи, когда тени бежали от лица света, тайное стало явным, и в одно мгновение была предопределена их дальнейшая судьба? Свершилась ли Революция в единый миг? Увидим ли мы здесь символическое «кольцо судьбы», или же, хоть перед нашими глазами в одном кадре таинственным образом соединены начало и конец этой истории, но, тем не менее, там, за кадром ― долгий и сложный путь, о котором не стоит забывать и которым не стоит пренебрегать? Думаю, и этот момент каждый сможет трактовать этот символ по-своему, исходя из своих личных убеждений, и я не вижу в этом ничего плохого.

Мы же смотрим дальше и видим теперь, как розочки с тенями преобразуются цветки с «живыми», раскрашенными силуэтами. Здесь я хочу немного отвлечься и обратить ваше внимание на то, что я не пытаюсь дать какой-то однозначной трактовки того, что я вижу, а пытаюсь объяснить вам, каким образом можно строить свой ассоциативный ряд при просмотре opening’a. Поговорим об этом чуть подробнее.

Итак, само собой, сперва дайте волю своему воображению, это здесь самое главное. Что для вас будут означать, скажем, вот эти «девушки в цветах» ― рождение ли новой жизни, дюймовочек, спящих красавиц ― зависит от индивидуального восприятия каждого зрителя. Возможно, вам будет интересно сравнить свое восприятие с моим, мне же будет очень любопытно после публикации этой статьи послушать отклики своих читателей. После такого «коллекционирования ассоциаций» можно попытаться вспомнить, где еще за время просмотра сериала могли возникнуть у нас подобные ощущения, и таким образом достаточно субъективное, чувственно-интуитивное восприятие и станет для нас впоследствии уже ключом к более формализованному, логическому анализу.

Итак, как и положено всем спящим красавицам, пробуждению их сопутствует нежное прикосновение и поцелуй, впрочем, незавершенный, разорванный. Символика такой незаконченности, внезапного разделения также будет впоследствии не раз использован, ― правда, в несколько ином варианте, ― «это руки, которые не могут соединиться», даже в заставке мы увидим их еще дважды. Но пока обращу ваше внимание на другое: к своему поцелую девушки готовятся уже в дуэльной униформе. Дело в том, что переход к «дуэльной» обстановке ― очень важная и потому неоднократно повторяющаяся в очень разных, на первый взгляд, видеофрагментах, тема. Это преображение очень непростое, и правильное его понимание исключает столь часто встречающиеся аналогии с другими аниме, где главные героини очень часто наделены бывают способностью перевоплощения в свое «второе я».

Здесь ведь речь идет не столько о превращении в кого-то другого и тем самым получении какой-то личной силы, сколько о перемещении, путешествии между мирами. Ведь если Академия представляет собой место, где причудливым и таинственно-непостижимым образом переплелись между собой реальность и не-реальность, то Арена Дуэлей ― это уже места полного и безраздельного торжества чистой иллюзии. Здесь все происходящее подчинено игре воображения, и рождающиеся там миражи являют собой отражение того, что происходит в персональных вселенных, внутренних мирах тех, кто на Арену поднимается. Вот такое-то мистическое перемещение в область идеального и символизирует собой подъем на Арену. А наши персонажи, облаченные теперь в дуэльную униформу, есть ни что иное, как проекция их реально существующих тел в этот самый воображаемый мир.

Затем мы видим Утену и Анси, стоящих спина к спине, ― весьма неоднозначный, на мой взгляд, образ. Всё дело в том, что лично для меня он символизирует скорее разделение, чем единение, что и подтверждается, в общем-то, последующим кадром. Хотя, конечно, каждый зритель опять же воспримет это по-своему, так что, хотя, к сожалению, имя мисс Тихо Сайто и информация о манге помешали мне сделать полноценный скриншот, я помещаю его сюда, чтобы каждый мог посмотреть и подумать.

И, наконец, знаменитый кадр, о котором уже было сказано выше, также впоследствии появляющийся в разных вариантах ― руки, которые не могут соединиться. Очень важный образ, о котором хотелось бы поговорить отдельно. Ведь это приведет нас к том вечному задаваемому вопросу, который человечество не устает задавать уже многие тысячи лет ― вопросу «почему?». Почему мир таков, какой он есть? Почему не может он быть идеальным? Почему людям так часто сопутствуют разочарование, неудача и неуспех? Почему ждут нас на нашем жизненном пути не одни только радости и наслаждения? Почему должны окружать нас боль и страдание? Почему торжество любви и света не может быть абсолютным, почему всегда неизбежно остается место для слез? Эти множество почему, возможно, и не остаются без ответа, но, тем не менее, душа наша не устает терзать разум вопросами о причинах горького торжества несправедливости. Всегда хочется увидеть абсолютно и бесспорно счастливый конец, услышать ложь о том, что счастье бывает чистым и незамутненным. Почему руки должны были разорваться? В самом деле, почему? Потому ли, что великие чудеса свершаются лишь теми, кто прошел через великие страдания? Потому ли, что сила истинной любви и благородства заключена в его внешней слабости, и лишь избранным дано будет увидеть их торжество там, где другим в отчаянном неверии увидится их поражение? Неужели нет другого, более легкого, более простого и однозначного пути? Почему вслед даже самым самоотверженным, мудрым и благородным героям все равно рано или поздно будут брошены сквозь зубы грязные проклятья, почему святость так часто обретается именно через мученичество? Вряд ли кто-нибудь может утверждать, что он целиком и полностью решил для себя эти вопросы. Всё, что мы можем позволить себе ― так это забыть о них в повседневной суете, но уж если вы решили довериться «Утене», прочувствовать её от начала и до конца, пропустить её через себя ― будьте готовы к тому, что все эти неразрешенные загадки начнут с новой силой терзать вашу беспокойную душу.

Не знаю. Скажу лишь одно ― несмотря на то, что мир «Утены» ― это мир, полный чудес, мы можем с уверенностью утверждать, что все там будет точно как в жизни. Потому-то по сей день каждый сам должен найти для себя ответ на вопрос, что же все-таки произошло с Утеной, с Рукой, с профессором Немуро, вопрос о том, свершилась ли Революция и в чем она, собственно, заключалась. Но в этой мистической реалистичности, сплетенных между собой иллюзии, волшебстве и жизненной правде и заключается великая мудрость и сила «Утены». Посмотрите на знаменитую заставка ― “SKU” ― между прочим, очень мистическая и завораживающая вещь, и над ней также можно слегка помедитировать.

Яркие островки света, сияющие в ночи ― образ, по сей день завораживающий меня своей непонятной мистической притягательностью. Почему? Потому ли, что, смотря на ночное небо, я порой верю, что вот-вот на меня обрушится сверкающий Замок-в-Небесах, или зажжется в ночи, словно северное сияние, имя девушки-революционерки, прославляя её бессмертный подвиг? Возможно. В прочем, на самом деле ― не знаю, также как и не знаю до сих пор, что же такое на самом деле «Утена», почему таким чудесным образом она вошла в мою жизнь, навсегда поселившись в моем сердце и в моей душе.