И снова Opening
Если присмотреться, как раз в том самом месте, где я остановился в прошлый раз, обособив первую часть своего повествования, мистическая заставка разделяет вступление к "Утене" как бы пополам, и, продолжая теперь его просмотр, мы на самом деле одновременно начинаем его сначала.
Перед нами ― сцена встречи Утены и Анси. Само собой, в сериале встреча эта произойдет совсем не так, но здесь на самом деле важно не это. Внимание наше, без сомнения, акцентировано на другое ― а именно на «выделение из толпы». Это ― образ, который впоследствии ляжет в основу всего сериала. Как нетрудно заметить, Химемия выделяется из толпы девочек, Утену же нам показывают на фоне мальчишек. Есть тут какой-нибудь хитрый подтекст или нет ― это я пока предоставлю вам решать самим.
Мне же кажется, более интересно сейчас будет вспомнить немного о другом. По собственным словам Икухары, замысел режиссера, воплощенный как в этом фрагменте, так и сериале в целом, состоит в следующем. Наше внимание впервые обращают (и затем, само собой, это будет повторяться неоднократно) на принадлежность героев к т.н. minority, то есть определенному кругу избранных, резко выделяющихся на фоне общества людей. Общество это их, так или иначе, не принимает и отторгает, заставляя еще больше обосабливаться и жить какой-то своей, во многом уникальной и удивительной жизнью.
Они ― другие, они ― не такие, как все, они по-другому мыслят, другого желают, по-иному видят окружающий мир, и это их отличие порождает своего рода замкнутый круг. Изолируя их от себя, общество дает им возможность оказаться вне границ, обычно устанавливаемых нам извне, и, благодаря появившимся таким образом возможностям свободной самореализации, они все менее и менее соответствуют навязываемых нам обычно нормам и принципам.
Для меня будет особенно интересным тот факт, что, будучи поставленными в такие условия, наши герои вынуждены будут заново открывать для себя многое из того, что обычно мы принимаем как данность. Будет ли путь Избранных отличаться от того, который прошло перед ними само человечество, нам еще предстоит выяснить.
Встретившись, главные героини переносятся в Клетку для человека, как я её называю, которая на самом деле представляет собой розовый сад, если хотите ― оранжерею, в которой проводит большую часть своего времени Химемия Анси. Я не буду останавливаться подробно на этом образе, так как про Клетку у меня уже написана отдельная статья, а повторяться я сейчас особого смысла не вижу.
Обратить особое внимание я предлагаю на раздвигающиеся двери Клетки, которые в самом сериале, на самом деле, появляются совсем в другом месте и другом времени, а значит, здесь они носят здесь чисто символический характер. Лишний раз стальные прутья, скрывая за собой Клетку, подчеркивают, насколько хорошо укрепленной и страшной тюрьмой является на самом деле эта такая с виду изящная и хрупкая Клетка, сделанная из прозрачного стекла и украшенная розами. Где же все-таки найдет потом Утена эти двери, которые сторожат первые рубежи того пути, который необходимо пройти желающему прорваться сюда извне?
Само собой, на Арене Дуэлей. И снова многие образы, почему-то считающиеся «нововведениями» полнометражного фильма, вовсю уже эксплуатировались и в сериале. К этому я вернусь еще неоднократно и в процессе просмотра самих ТВ-шек. Сейчас же напомню, что идея о том, что Клетка и Арена мистическим образом связаны, возможно, станет нам понятнее и ближе, в связи с тем, что в полнометражном фильме завершилась фактически полным, физическим отождествлением этих двух образов мира Академии.
Как мы уже не раз замечали, заставка представляет собой квинтэссенцию повторяющихся, стержневых тем всего произведения ― некоторые в шутку даже называют её одним большим «спойлером» к сериалу. Вот и кадр, где Утена и Анси встретились, где они ― вместе, где Утена прошла путь от великолепных врат Академии ― до стальных ворот, ведущих на Арену, а от них ― до стеклянной двери, ведущей в оранжерею, прошла длинную дорогу от самого Начала Пути до сердца Невесты-Розы, в очередной раз свидетельствует о том, чему только должно еще свершиться. И каждый раз, когда мы видим их вместе, мы задаемся вопросом, был ли этот путь пройден за долгие 39 серий, или же за одно-единственное мгновение.
Затем ― осенние листья. Мир Академии всегда очень чутко реагирует на то, что происходит с его обитателями, настолько чутко, что многим приходит в голову мысль о том, что сама Академия ― это не просто находящееся неведомо где нагромождение зданий, а диковинное мифологическое существо, живущее своей собственной, непостижимой для нас жизнью.
Сейчас оно окрасилось цветами осени и укрылось опавшими листьями, возможно, подобно тому, как оно сделает это в эпизоде с профессором Немуро. Почему так? Оттого ли, что ему просто стало грустно, или же чтобы просто подарить немного умиротворенной тишины двум нашим героиням?
Быть может, и этот кадр станет нам чуточку понятнее, когда его сменит следующий, столь важный и судьбоносный кадр ― «рука в руке», а разрыв и разделение будут теперь подменены преобразованием в дуэльную униформу и перенесением на Арену. Время умиротворения сменится временем войны, и за недолгий миг безмятежного спокойствия, как это бывает почти всегда, придется расплачиваться, очередной битвой, очередной дуэлью, очередным поединком.
И в обоих случаях на экране присутствует один и тот же символ ― белая роза.
Облик Утены меняется, её школьная форма меняется на дуэльную, появляются эполеты, а белая роза ― та самая, которую мы только что видели, по-прежнему остается с ней. Возможно, это символ судьбы Невесты-Розы, которую она, быть может, против собственной воли, вручила Девушке-Революционерке, которая ради её спасения бросит отчаянный и безгранично храбрый вызов самой этой Судьбе.
И вот, она отправляется на свою битву. Мы видим лестницу, Арену и волшебный иллюзорный Замок-в-Небесах, обрушивающийся на нас со всей своей безжалостной силой, столь свойственной самым великим, самым чарующим, самым пленительным Иллюзиям.
Затем, вслед за Утеной, мы увидим дуэлянтов ― членов студенческого совета в таком порядке: Сайондзи, Дзюри, Мики, Нанами и, наконец, Тога. Этот порядок повторится трижды в течение всего сериала: правда, на протяжении саги Черной Розы дуэлянтов заменят их "представители". Кроме того, к числу «самостоятельно» бросивших вызов Утене добавятся Канаэ, Микаге и Рука, но, в целом, состав соревнующихся и их очередность останется неизменной ― такой же, какой она и была в opening'е.
То, что произойдет дальше, очевидно связано не только с непосредственным событиями сериала, но и неким изначальным планом создателей, которому так и не суждено было воплотиться в жизнь. В связи с этим давайте немного отвлечемся и поговорим о том, что Москва как известно, не сразу строилась. Проведем краткий исторический экскурс и вспомним, как рождалась «Утена» и какой она могла бы быть. Ведь это гениальное произведение далось авторам очень и очень нелегко ― об этом свидетельствует, помимо прочего, то количество изменений, которое было внесено по мере создания, как в дизайн персонажей, так и в сюжет сериала.
Это ранние изображения персонажей «Утены», появившиеся в период становления самой идеи сериала. Как мы видим, они так сильно отличаются от конечных вариантов, что порой трудно даже разобрать, кто здесь кто. Насколько мне известно, даже имена персонажей поменялись по сравнению с изначально предложенными: кто знает, возможно, от некоторых героев и вовсе отказались, введя вместо них более интересных.
Собственно, большая часть оставшейся заставки ― это также след, оставленный в сериале несбывшимися планами его создателей.
Ведь в сериале мы так и не увидим Диоса, просыпающегося вот таким вот образом.
Не увидим мы и этого взрыва Арены, того, как из обломков её рождаются пред нами волшебные существа, которых оседлают Утена и Анши. Не увидим мы и того, как поскачут наши героини по алому рассветному небу, украшенному лучами разбуженного Солнца. Не увидим мы, как будут соревноваться они между собой, возможно, за право быть вместе с Диосом, возможно ― за что-то еще. В любом случае, как мы знаем, авторы предложили в итоге более сложную, красивую и продуманную концовку, на мой взгляд более неожиданную, интересную и правильную. Кадры погони останутся нам в напоминание о том, какой могла бы быть «Утена», а саму погоню нам все-таки предстоит увидеть ― в полнометражном фильме, правда, там она будет иметь совсем иной смысл.
Если кому интересно, можете обратить внимание на цветовую символику. И у Утены, и у Анси роза на доспехах ― белого цвета, цвет доспехов соответствует цвету дуэльных одеяний (алого платья Анси и черной формы Утены), чему же соответствуют цвета бескрылых пегасов ― подумайте сами.
Конечно, в преображенном виде часть образов все же была использована в последних эпизодах. Были и взрывы, и разрушенная Арена, и, отчасти ― конфликт между двумя героинями.
В заключение мы снова увидим разрывающиеся руки. И снова спрашиваем себя ― почему? Многое в своих планах относительно сюжета изменили авторы, но только не это. Они так и не захотели дать однозначного ответа на главный вопрос ― чем все-таки кончился сериал. Каждый будет волен решать это для себя сам: для кого-то концовка проста и очевидна, а кого-то она оставит в сомнении и недоумении.
И вот, в самом конце Утена, как мы видим, осталась одна.
Для многих это ― символ отчаяния, и я не сужу их за такое мнение, говоря все же, что сам я вижу это иначе.
Для меня это ― символ ожидания.
2003-2005 Профессор Немуро