Я так вижу
На «дневниках» человек с ником «Утена» пишет: «я ненавижу Химемию». Возможно, вам не покажется это абсурдным; да и меня уже ничто не шокирует.
Я уже наслушался (или начитался), и потому привык, к отзывам о Руке, который хотел перед смертью всем в карман накласть, чтобы всем было не слаще, чем ему. К призывам утопить Дзюри, как щенка, в раннем детстве. К разговорам о том, что Утене надо было оставить «осиное гнездо» и оставить Анси заслуженно гореть в адском пламени, где ей, собственно, и место.
Я давно понял, что если человек с удовольствием посмотрел и проникся «Утеной» ― это еще ничего не значит. Мессадж, какой бы он ни содержался в произведении, собственно, как правило, совершенно не нужен зрителю.
Когда-то была у меня уже статья об «Утене» как о зеркале души. Но сейчас я говорю не об этом. Действительно, в это произведение можно всматриваться и разглядеть там себя. Но можно и не смотреться. Любой человек может свободно пройти мимо зеркала, даже не заглянув в него, пребывая в счастливой уверенности, что лучший образ самого себя давно сформирован в его воображении.
Очень часто так бывает ― что-то уже есть такое в человеке ― или утонченная любовь к пороку, или безнадежно-агрессивная ненависть к окружающему миру, или, быть может, розово-кисейная высокомерная напыщенность, из-за которой никак не удается выглянуть настоящему «я»... и вот все это однажды встречается с «Утеной». И тут, к счастью, удержаться и не заглянуть всё же трудно. И очень часто вроде бы люди не проходит мимо.
Яркость, красота, эмоциональность, мудрость ― что-то обращает на себя внимание, что-то заставляет проснуться, встряхнуться ― и попытаться подружиться с Утеной. И вот тогда перед человеком очень непростой встаёт вопрос, как быть. Пустить эту Утену в себя, воспринять ее как нечто новое, открывшееся, начать знакомиться с ней, может быть, даже учиться у неё чему-то? Или же оставить её как символ, как проскользнувшую мимо тень, как значок, медальку ― повесить её изображение куда-нибудь в коллекцию, в качестве ещё одной игрушки, блестящей бирюльки ― и жить дальше так, как... как всегда.
К сожалению, большинство наших онлайновых утенистов выбирают второй путь. А когда я спрашиваю, как так случилось, почему же вы прошли мимо Утены, почему не заметили ее, почему не увидели? Мне отвечают: я так вижу.
Как видите? Как? Никак.
Видение, состоящее в том, чтобы, посмотрев, отвернуться.
Никак не видеть ― это неотъемлемое право. На нём стоит огромное количество личных мирков, обнесенных высокими и надежными стенами.
Стоят и будут стоять.
А я буду идти мимо этих стен по дороге, ведущей куда-то в бесконечность…
2003-2005 Профессор Немуро