Размышления профессора Немуро о смысле Революции

Как часто что-нибудь мы сделавши худого,
Кладем вину в том на другого,
И как нередко говорят:
«Когда б не он, и в ум бы мне не впало!»
А ежели людей не стало,
Тут уж лукавый виноват,
Хоть тут его совсем и не бывало.

И.А.Крылов. «Напраслина»

Собственно, понятно, я полагаю, что я хотел сказать своим эпиграфом. Конечно, если я начну говорить о бесконечном множестве трактовок и вариантов восприятия, которые допускает «Утена», я буду озвучивать всем понятные и не нуждающиеся в подтверждении прописные истины. Поэтому делать этого я не буду, и, более того, не стану в этот раз отстаивать какую бы то ни было конкретную позицию. Я лишь подвергну легкой критике мысли, высказанные моим коллегой Тогой-саном, дабы лишний раз предостеречь вас, друзья мои, от попыток узко и однобоко трактовать это аниме.

Итак, я не стал бы столь однозначно сваливать вину на Акио. Несомненно, этот персонаж сделал немало неприятных вещей, и грехи его велики. Однако даже его не стоит винить абсолютно во всем. Желания героев сериала – это все-таки их желания, и они вовсе не слепо подчиняются злобному Акио и не являются послушными марионетками в руках умелого кукловода. Каждый из них – раб прежде всего собственных желаний, собственного эго, собственных иллюзий и собственной судьбы. Темный принц в этом плане ничем не отличается, кстати говоря, от своих «подопечных».

Что касается того, будто Акио довёл свои отношения с Анси до инцеста, так мне кажется, что скорее уж Анси довела до этого дело. Она получила себе именно такого принца, какого хотела и какого просила, ни больше, ни меньше. Именно поэтому так неистово цеплялась она за собственную иллюзию счастья, и так невероятно сложно оказалось для Утены показать ей, какими должны быть _настоящие_ принцы. А вот привязанность Кодзи к Микки не такая уж и непростительная. В конце концов, учитывая их непростые отношения с родителями, можно сказать, что у нее никого не осталось, кроме брата. К тому же она весьма радикальными методами отваживает от него всяких там «учителей музыки», что я бы лично записал ей в несомненные плюсы.

Ну и немного еще о том, любила ли Утена Диоса… думаю, нет. Её любовь к полупризрачному принцу из далекого и забытого детства – такая же иллюзия, как и «Сад, полный света» для Мики. И сила ее вовсе не в том, что она сумела через годы пронести память об удивительной встрече с ангелом, лишившимся своей силы. Ее сила в том, что она сумела вырасти из своей детской мечты, а не слепо цепляться за нее до последнего. Когда именно отказалась она от Диоса – когда отказалась от его предложения сдаться и бросить все во имя спасения собственной жизни? Или когда оттолкнула его в лице Акио? Или еще раньше, когда поняла, что идет на Арену не ради встречи с принцем, когда разорвала присланное ей письмо с печатью розы? Тут уж решайте сами.

А вот Тога, все-таки, я думаю, Утену любил, причем любил по-настоящему. И именно поэтому, а не вопреки этому, не смог он ее остановить. И была в «Утене» любовь не яойная и даже не юрийная. Но великое свое чудо сотворила Утена не ради этой любви, не ради Диоса и даже не ради Анси. Сотворила она его ради самой себя. Но об этом в другой раз, когда я решу поспорить с Тогой-саном о смысле революции.

Сразу отвечу на заданный мне вопрос: «Утэна» — это аниме про любовь? Да отвечаю я себе. И про любовь тоже. На мой взгляд, это наилучший вариант ответа, способный избавить меня от необходимости разглагольствовать о том, что «Утэна» — это еще и про Судьбу и про Революцию, про самопожертвование и святость, про силу Веры и силу иллюзий, про отчаяние и про надежду, да и просто про жизнь и про нас с вами.

Теперь далее – Анси – ведьма? Вопрос непростой. Наверное, в каждом из нас живет такая вот ведьма или там злой волшебник, не без этого, друзья мои. Именно поэтому утверждать, что Анши – совсем-совсем не ведьма, было бы неправильно. И все же я неоднократно повторял, и повторять не устану, что меньше всего я хотел бы оказаться среди тех, кто отправляет таких вот ведьм на костер. Ведь никто иной, как сама Утена, пожертвовала собой помимо всего остального еще и ради того, чтобы научить нас, как можно по-настоящему прощать и понимать. В конце концов, Анси ведь не просто выбрала себе судьбу – она выбрала себе еще и наказание, и наказание это – вовсе не пронзившие ее тело мечи. Это наказание – ад одиночества.

Вообще говоря, мы никогда не узнаем, что именно творилось в душе у Анси – быть может, ее двигало желание спасти брата от неизбежной гибели и твердая уверенность в том, что заточить его душу – это единственный способ сохранить его жизнь. А возможно, все-таки, ее мотивами были столь присущие некоторым другим персонажам ревность, чувство собственничества, неверие в того, кого любишь, ненависть и презрение к многочисленным «похитителям» ее брата, а также другие, очевидно не слишком красивые эмоции. Факт остается фактом – именно она, как поведали нам Тени, заточила Диоса в призрачный замок, и именно она, как мы увидели сами, оказалась для Утены главным препятствием на пути к его освобождению.

Она, а вовсе не Акио, который, будучи, по-моему, не слишком большим любителем дуэлиться самостоятельно, да и трусоватый к тому же, без сомнения, в одиночку потерпел бы поражение от руки нашей бесстрашной героини.

И что касается Кодзи, все же согласитесь, что если сравнивать с Анши и Акио…то можно даже сказать что они с Мики вполне нормальные брат и сестра!

Что касается смысла Революции – сразу оговорюсь, что есть одна непростая причина, по которой я никак не мог сесть за написание каких бы то ни было комментариев по этому поводу. Все дело в том, что я не тешу себя иллюзиями, будто понимаю, в чем ее смысл. Само собой разумеется, не раз и не два мне казалось, что мне удалось найти разгадку и все становилось на удивление четким, ясным и понятным. Но когда такие «просветления» повторяются подозрительно часто, и каждый раз вновь открывшаяся Истина выглядит совершенно по-новому, это наводит на интересную мысль о том, что я, по-видимому, далек еще от более-менее достойного понимания.

Еще одна оговорка – хотя в большинстве случаев это вовсе не обязательно, давайте в данном случае, когда речь идет о смысле и содержании Революции, строго разграничивать сериал и полнометражную картину. Потому что есть две разных революции и имя им — Zettai Unmei Mokushiroku и Adolescence Mokushiroku.

Если речь идет о последнем, то, возможно, речь действительно шла об освобождении, в частности, от собственных детских иллюзий и воспоминаний. И в данном случае Академия – это действительно сказка, придуманная героями, чтобы защититься и спрятаться от жестокости реального мира, расстаться с которой необходимо, если они желают продолжать жить. Приняв свое прошлое и расставшись с иллюзией, Утена и Анши находят в себе силы смириться и повзрослеть. В этом плане концовка Movie, столь на первый взгляд хэппи-эндовская, вовсе не столь оптимистична – ведь даже сам Икухара, глядя вслед своим героиням, признался, что не знает, какой из миров по-настоящему лучше – покинутый ими мир детских фантазий или мрачный и жестокий мир взрослых, в который они так храбро устремились…

… Но речь не о том. Я, собственно, хотел поговорить о Революции, известной под именем Апокалипсиса Абсолютной Судьбы. Что это такое? Я начал размышлять, готовить варианты, и, продумав бесчисленное их множество, пришел к неутешительному выводу. Во-первых, список мой разрастался столь быстро, что мне понадобилась бы не одна страница – и, тем не менее, я просто вынужден был бы подытожить фразой «и все равно это даже не десятая часть того, что заключает в себе Революция». Кроме того, я почти уверен, что люди, подобно мне, не согласные с определенной узкой трактовкой, без сомнения, не согласны с ней по каким-то своим причинам – и если они не согласятся и с моими предложениями также, то будут сотню раз правы.

И поэтому я решил обратиться за помощью к весьма уважаемому мной талантливому польскому писателю-фантасту Анджею Сапковскому. Я украду у него всего два слова, чтобы попытаться донести до вас нечто, почти не поддающееся описанию. Сапковский написал хорошую книгу – книгу о том же, о чем, в общем-то, пишут почти все. Он рассказал о вечной борьбе добра и зла, о том, каким жалким выглядит последнее, потерпев поражение и потеряв свое могущество. О том, как безжалостны жернова Судьбы, перемалывающие все, что в них попадает, и о маленьком камешке, попадание которого эти жернова может привести к удивительным последствиям. О том, как велика сила Любви, притягивающая и соединяющая совершенно непохожих людей, и позволяющая вместе им совершать любые чудеса. О том, что такое Предназначение, и какой пустой и бесцветной будет жизнь тех, кто не нашел его в своей жизни, и много еще о чем.

И все-таки, как я и говорил, я собираюсь позаимствовать у него только два слова. Их нужно будет осмыслить, почувствовать, как бы попробовать на вкус.

Без сомнения, Революция включает в себя все вышеперечисленное – борьбу добра и зла, силу любви и ненависти, восстание против неотвратимости судьбы, спасение и освобождение, очищение и возрождение, и многое, многое другое.

И все-таки это – нечто большее.

Всем спасибо.