«Утена» как зеркало души
Сегодня мне хочется немного поговорить о том, почему я считаю «Утену» особенным аниме. Сами понимаете, быть особенным ― это еще не все, и непохожесть «Утены» на все остальные анимационные фильмы является далеко не единственной и даже не главной причиной, по которой я так высоко ценю историю о девушке-революционерке. И все же, я хотел бы сказать, что, как выражаются математики, такая вот исключительность «Утены» ― это не достаточное, но необходимое условие столь восхищенного моего отношения к ней.
Остановлюсь на этом чуть подробнее.
Особенностей, я бы даже сказал, уникальных особенностей можно перечислить немало. И я снова хотел бы сузить тему сегодняшнего разговора, обратив ваше внимание на одну из них, быть может, не ключевую и не самую яркую, да и не самую, что называется, отличительную ― но все же, безусловно, на очень важную особенность. Дело в том, что, если мы внимательно посмотрим на «Утену» со стороны, мы обязательно заметим, что по сути своей «Утена» ― это есть совокупность множества недосказанных историй. Да, именно так ― какой бы сюжет не лег в основу очередной проходящей перед глазами зрителя череды событий, ― будь то мудрая притча, или простая на первый взгляд житейская история, красивая сказка или запутанная легенда, ― мы с уверенностью сможем сказать, что завершение каждого отдельно взятого эпизода останется открытым, как и, само собой, завершение самого сериала. И да, это правило касается как самых главных, стержневых событий, составляющих самую основу сюжета, так и многочисленных происшествий и случаев, из которых, как из кирпичиков, и сложена «Утена».
Даже нет ― я бы сказал ― будет сложена.
Потому что мы сами, взяв в руки эти кирпичики, или, если хотите, детали конструктора, начнем выстраивать свою собственную «Утену» ― и свою окончательную форму она обретет лишь благодаря воображению зрителя, увидится ему именно такой, какой он сможет её сотворить, исходя из своего мировоззрения, душевного состояния, опыта, своего духовного наполнения, исходя из своих стремлений, желаний и всех своих жизненных принципов и ориентиров. Такая вот «работа» многим не нравится и сильно их раздражает. Неудивительно, ведь куда проще, если все заранее специально для вас продумано и разжевано, преподнесено на блюдечке с голубой каемочкой в форме, наиболее простой и удобной для вашего восприятия. Очень понятно, когда все сюжеты имеют логическое и однозначно трактуемое окончание, когда все происходящее подчиняется очевидным (а еще лучше ― специально для зрителей объявляемым) законам и правилам. Очень приятно, когда главная мысль серии, сформулированная коротко и ясно, написана крупными буквами в начале и конце эпизода (а можно еще и в середине) и обязательно громко, четко и торжественно озвучена диктором. Но, простите, в «Утене» этого нет и не будет. Потому что тех, кто посмотрит это аниме, будет ждать сюрприз куда более приятный, чем все вышеописанные удобства.
Получив, подобно самой Утене, приглашение на спектакль, знайте ― вам будет рассказана история о вас самих!
Дело в том, что «Утена» ― это замечательное зеркало души, и, заглянув в нее, мы непременно увидим там самих себя. Не стоит этого бояться. Да, если вы увидите в «Утене» торжество зла и несправедливости, то, как это ни прискорбно, они, вероятно, вскоре восторжествуют ― если уже не восторжествовали, ― и в вашей душе. Если она покажется вам наполненной какой-то невероятной тоской, грустью, печалью ― значит, вы увидели тот самый камень, что лежал у вас на сердце, те мрак и тьму, которые отчего-то поселились в вашей душе. Непременно дадут о себе знать все ваши тяжелые переживания, беды и проблемы, окрасив ваше восприятие «Утены» в унылые, депрессивные тона. Боитесь ли вы чего-либо ― ваши страхи найдут там яркое воплощение, ненавидите что-то ― и вот, ваша ненависть непременно вернется к вам, примешавшись к тем образам, которые нарисовали для вас авторы. Но, повторюсь, это не страшно ― ибо известно, что знание ― это великая сила, и, познав себя, человек обретает неограниченные возможности.
Кроме того, вам наверняка увидятся не сплошные ужасы и безобразия, будут и радости, и «правильности», будет много счастья и света, много добра, любви, благородства, море положительных эмоций и океан красоты ― и во всем этом каждому будет приятно узнать и себя, любимого ― пусть не такого, какой он есть сегодня и сейчас, но такого, каким он обязательно когда-нибудь станет, если не собьется с верного пути.
Когда я впервые опубликовал эту статью, мне сказали, что «с таким же успехом можно сказать, что все что человек читает, смотрит есть отражение его самого. В общем это так и есть. Потому что человек может видеть только то, что знает и понимает, а это и есть он». И в этом есть своя доля правды.
Но, думаю, что не на все 100 процентов. Почему? Я уже затрагивал эту тему в одной из своих статей, в Mienai Bara. Несмотря на то, что все, что воспринимается человеком, проходит через призму его собственного уже сформировавшегося сознания, это что-то ― все же не есть нечто, уже имеющееся внутри него. Да, он увидит именно то, что способен увидеть, и не больше, и увиденное оценит и воспримет именно так, как способен оценить и воспринять. Тем не менее, то, что он увидит, воспримет и оценит будет все же чем-то новым для него ― новой частичкой окружающего мира, тем наполнением, которое вносит в произведение отраженная в нем реальность и, в частности, перенесенные в него внутренние миры людей, создавших этот самый шедевр.
И вот здесь надо обратить особое внимание на то, что великое множество произведений представляют собой в очень высокой степени закрытые системы, где существую определенные, неоспоримые, с точки зрения автора, истины, законы, правила, по которым развивается сюжет, давая возможность рассказчику четко и ясно представить свое мировоззрение истиной в последней инстанции, или зафиксировать наше внимание на чем-то очень конкретном, или, по крайней мере, давать ответы, а не задавать вопросы.
Как ни странно, таких произведений абсолютное большинство, и в этом нет ничего плохого, но все же открытость, абсолютная ориентированность на зрителя, гибкость в восприятии, почти совершенная в своей полноте неоднозначность ― явление редкое и типично «утенское».
2003-2005 Профессор Немуро