В гробу видал я ваш пинк-флойд

Хоть и грозился я ни за что на свете не смотреть целиком полнометражную «Утэну», однако в итоге любопытство оказалось сильнее. :) Надо сказать, фильм оказался всё же несколько менее бессмысленным и беспощадным, чем его чёрно-белый «двойник». Конечно, то, что творится на экране — крупномасштабное издевательство над сериалом и над здравым смыслом. Однако здесь это издевательство абсолютно умышленное, как следует продуманное и даже в какой-то мере оправданное. Есть тут всё же различные знаки и намёки, которые, если присмотреться повнимательнее, позволяют прикинуть, а) что же тут вообще происходит, б) где это всё происходит.

Если глаза мне не изменяют, то происходит — как бы дико это ни звучало — показ «The Wall» в гробу Акио после финала сериала.

Что из себя представляет Академия в фильме? А это то, как представляет себе Академию её председатель. Я тут давеча удивлялся, как Акио умудрился столь уверенно заявить, что Утэну в Академии забыли... Ну и чего тут удивляться, если вместо реальной Академии он видит это? Вот так выглядит мир глазами того, кого из этого мира исключили. Разрушенный, мёртвый мир. Мир, сохранившийся лишь в его памяти и понемногу оттуда стирающийся — отсюда все бредовые конструкции, вечно движущиеся лестницы, забывшие свои места на стенах доски, сменивший направление лифт, разрушенная арена, над которой даже звёзд не осталось... «Вывернутая наизнанку» символика воды и зеркал тоже укрепляет ощущение иллюзорности этого мира.* А люди? Да какие это люди — это слепки, отпечатки, те образы, которые остались в памяти Акио после встречи с ними. Вместо дуэлянтов — окрашенные гробы дуэлянтов. Действительно, ведь они интересовали Акио лишь постольку, поскольку были одержимы своими страстями — так и остались в его сознании лишь эти совокупности страстей, хотя реальные дуэлянты давно из них выбрались. А Вакаба каким образом превратилась в это вот смазливое нечто? А вспомним, к чему свелось знакомство Акио с ней в сериале, и прикинем, какой она ему представляется... Ну а с Утэной и Химэмией совсем всё запущено: это даже не образы из памяти, а образы, искусственно созданные для вытеснения первоначальных образов. Попросту говоря, живые воплощения всех тех не вполне цензурных слов, которыми Акио наверняка крыл победившую его в реальности Утэну и смывшуюся от него в реальности Химэмию.

Что же здесь настоящее, а не придумано председателем? Во-первых — театр теней. Для этих дамочек, похоже, все варианты Академии одинаково потусторонние, так что они без зазрения совести демонстрируют в иллюзорной Академии видеозапись того, во что превратился Акио в реальной Академии. Во-вторых — Тога. Он как бы призрак в этом мире — но если призрак отражается в зеркалах, наверное, это со всем миром что-то не так, а не с ним? Потом, похож ли этот Тога на того, с которым Акио имел дело в сериале? Разве что с точностью до наоборот. Это однозначно преобразившийся, освободившийся, «постреволюционный» Тога, которому в этом глюке явно не место — и всё же как-то он там оказался. У меня есть только одно объяснение этому всему: реальный Тога в реальной Академии всё ещё поддерживает связь с реальным Акио — только теперь уже он манипулирует Акио, а не Акио им. Что там за игры они ведут, зачем, почему — кто знает... Одно ясно: слишком реальный Тога умудряется прорваться в иллюзорный мирок председателя и пробудить реальные воспоминания об Утэне, Химэмии, дуэлях — в двух дуэльных сценах их образы явно и зримо меняются, принимают первоначальный облик и силу. А следом неизбежно воскресает воспоминание о поражении самого Акио (гроб под ареной). Уж как он, бедный, старался всё забыть и перетолковать по-своему — не получилось, не дали. Пробудившееся воспоминание для Акио невыносимо, но он оказывается не в состоянии ни смириться и принять это своё поражение, ни вновь перекроить и «построить» образы Химэмии и Утэны. В итоге обе девушки-образа вырываются на волю из его головы, и он оказывается единственным, кто действительно забыл об Утэне (и об Анси заодно). Какую роль во всём этом сыграла Сиори — вопрос спорный. Она единственная, кроме Утэны, может общаться с Тогой, у неё в руках оказывается «теневая» видеокассета — но во всём остальном она выглядит и ведёт себя как один из персонажей вымышленного мирка Акио, одна из бесчисленных «чёрных машин»... Можно предположить, что у неё что-то есть с Тогой в реальном мире, и она пытается через него тоже как-то влиять на Акио (ну вот захотелось ей зачем-то), но сама с председателем не контактирует — поэтому Сиори выглядит реальной ровненько до тех пор, пока не пропадает из виду реальный Тога...

Ну а если забыть вообще про Акио и посмотреть на всё глазами Утэны — то тут другая история, напоминающая не только и не столько «Утэну-ТВ», сколько упомянутую ранее «The Wall». Дело даже не в аудиовизуальном оформлении (хотя и тут параллелей навалом). Сама ситуация в обоих фильмах схожа: мир главного героя ограничен и сжат некой иллюзорной границей, стеной, внутри которой всё давно стало мёртвым, ненастоящим, механическим, а снаружи — «пустыня реальности». Только в творении Икухары на вопрос «Is there anybody out there?» практически сразу даётся утвердительный ответ (в лице Тоги), так что необходимость прорыва сквозь стену героини принимают без особых колебаний. Собственно, львиная доля экранного времени посвящена этому прорыву, и лишь пара кадров демонстрируют, что могло бы быть, если бы прорыв не состоялся (в «The Wall» всё было с точностью до наоборот). Конечно, по сравнению с финалом ТВ-сериала этот прорыв не слишком впечатляет... ну, «яка держава, такій теракт». :) Меня здесь впечатлил главным образом замок на гусеницах — наглядная демонстрация того, как, казалось бы, призрачные и эфемерные иллюзии превращаются в безжалостный механизм, перемалывающий души... совсем как в жизни, ага.

Все эти истории, конечно, занятные, и графическое воплощение впечатляет, и музыка, само собой... Но пара жирных «минусов» портит всё впечатление. Во-первых, с издевательством над персонажами сериала авторы всё-таки переборщили**. Во-вторых, в который раз многострадальный гроб дедушки Зигмунда превратили в турбогенератор. Все эти тонкие и не очень намёки и полунамёки, по отдельности не так уж и значимые для сюжета, в совокупности дают возможность перетолковать по Фрейду весь фильм. Разочаровали финальные кадры: весь сериал авторы продержались в рамках приличий, а тут без особого повода скатились в открытую эротику... К минусам можно отнести и то, что в кульминации фильма эмоции оказались принесены в жертву экшену... Короче, кое-что интересное в этом фильме есть, но в целом ему до сериала ооочень и ооочень далеко.

* Вспоминается «No, it's you who are through the looking-glass» (с) Тринити.
** Сцену с коровой не прощу! XD