Театр Такарадзука
Участники Be-Papas упоминали, что во время планирования сериала Икухаре пришла в голову мысль добавить в произведение «элементы стиля Такарадзука». Благодаря этому и появился на свет образ «девушки в мужской одежде» в главной роли, а общий стиль работы стал более театральным.
Основная особенность театра Такарадзука - все роли здесь, как мужские, так и женские, играют исключительно женщины, в противоположность традиционным японским видам искусства. По сравнению со своими знаменитыми «собратьями» - традиционными драматическими театрами Но и Кабуки - Такарадзука ещё очень молодой театр. Он существует около века. Здесь ставят спектакли и шоу на основе современных европейских историй и пьес, манга и популярных кинофильмов, а игра актрис отличается нарочитостью и чрезмерностью, свойственными европейским мюзиклам.
История
Название театр получил по наименованию города, в котором появился на свет. Театр Такарадзука Ревю (Takarazuka Kagekidan, Оперный женский коллектив Такарадзука) был создан в 1913 году Итидзо Кобаяси (Kobayashi Ichizou), президентом корпорации «Железные дороги Ханкю». Таким образом Кобаяси хотел привлечь туристов, чтобы те чаще использовали железную дорогу, ведущую в город Такарадзука, который славится термальными источниками.
Основатель театра (а позднее и школы при нем) Кобаяси Ичидзо в молодости являлся страстным поклонником театра Кабуки. Но со временем на смену восторженности пришло разочарование этой формой театра. Сам Кобаяси был отлично образован, прекрасно знал сюжеты пьес, многие из которых были написаны двести лет назад, и понимал старо-японский язык, использующийся в театре. Но он считал, что Кабуки требуется обновление, что этот театр перестал быть общедоступным в финансовом и культурном плане, что язык и сюжеты тяжелы для понимания современного поколения. Обновление Кабуки он видел во введении элементов западного театра. Поскольку в Японии всё больше возрастал интерес к западной культуре, Кобаяси создал труппу, состоящую из девушек (в пику Кабуки, где все актеры мужчины).
На формирование театра огромное влияние оказало западное театральное искусство. В частности, искусство Франции и Америки. В 1927 году из-за границы вернулся постановщик Такарадзуки Кисида Тацуя, уезжавший «за вдохновением», и по его инициативе было поставлено грандиозное представление «Мон Пари» в стиле французского ревю. С тех пор термин «ревю» прочно вошел в обиход японцев. И все подобные труппы, исполняющие ряд связанных песенно-танцевальных номеров, стали носить название «трупп-ревю». А актрисы Такарадзуки стали именовать себя «такаразьен», или, по-японски «такарадзэнну» (takarajennu), по аналогии с «паризьен» «парижане» (parisienne, что по-японски звучит, как «паридзэнну»).
Ещё одной громкой постановкой, наложившей свой отпечаток на формирование жанра спектаклей Такарадзуки, стала «Паризетт» 1930 года. Отправившись в Нью-Йорк в поисках вдохновения, хореограф и постановщик Сираи Тецудзо привёз оттуда новейшие технические приёмы постановки бродвейских мюзиклов. Тогда «труппа Такарадзуки создала рецепт, который стал источником постоянного успеха: синтез романтической музыкальной комедии и ревю, смесь западных и японских тем и стилей, с упором на танцы, широкий диапазон хореографических партий при участии кордебалета, блестящие и эффектные костюмы и все те украшательства, которые сегодня обычно определяют стиль Лас-Вегаса, минус акцентирование темы секса, которая тщательно избегается и заменяется тонким эротизмом»Типичное представление
Каждая труппа дает ежегодно два представления в Большом театре в городе Такарадзука и одно представление в Токийском театре Такарадзука. В остальное время года представления проходят в Боу Холл (Маленький театр в Такарадзука), Городском драматическом театре в Осаке и других залах по всей стране. Также иногда они выезжают с гастролями за рубеж.
Типичное представление состоит из мюзикла и ревю. Мюзиклы подобны западным мюзиклам, с непрерывной сюжетной линией, разговорами, песнями, танцами, красивыми костюмами (топ звезды получают наиболее изящные и сложные костюмы). Ревю это ряд песенно-танцевальных номеров, в основном с костюмами лас-вегасского типа со множеством перьев и достаточно запутанной хореографией. Иногда, когда мюзикловская часть длиннее обычной, часть ревю будет меньше обычной. Но обычно мюзикл и ревю равны по продолжительности. Кроме того, версию основного спектакля часто играют синдзин коэн - второй состав труппы, молоденькие актрисы, которым дают возможность почувствовать сцену, а зрители получают возможность познакомиться с будущими звездами театра.
На сцене Такарадзуки побывали самые разнообразные произведения мировой литературы и сцены. Это и оригинальные бродвейские мюзиклы, такие как «Вестсайдская история», «Оклахома», «Парни и куколки»; и шедевры мировой классики: Шекспир («Гамлет», «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра»), Уайльд («Портрет Дориана Грея», «Саломея»), Прево («Манон Леско»), Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Достоевский («Братья Карамазовы»), Пушкин («Капитанская дочка», «Пиковая дама»); и произведения, сюжет которых базируется на основе знаменитых опер и оперетт: Оффенбах («Сказки Гофмана), Верди («Аида»); и японские сюжеты: легенды («Сусаноо»), средневековый роман («История Принца Гэндзи»), пьесы, написанные, для традиционных театров («Тюсингура»), ритуальные традиционные танцы («Танец льва»), произведения, основанные на комиксах-манга («Роза Версаля»). Имеются оригинальные спектакли («Молодые люди из Такарадзуки», о кратком периоде, когда в театр принимались и мужчины), и спектакли по биографиям знаменитых людей («JFC» о Кеннеди).
Устройство сцены необычно, по крайней мере в двух главных театрах в Такарадзуке и в Токио. Это сделано чтобы обеспечить лучший показ и возможность зрителям ближе наблюдать звезд. Занавески театра тоже специально разрабатываются к каждому представлению. Также имеются несколько люков в различных местах на сцене. Центральная часть сцены построена как отдельная круглая вращающаяся платформа, это позволяет актрисам медленно вращаться во время представления. Оркестровая яма окружена узкой полоской сцены, приблизительно один ярд шириной, в театре это называют «серебряный мост». Во время представлений актрисы часто выходят на этот мост для исполнения песни, танца или произнесения обычного диалога позволяя людям сидящим в первом ряду увидеть удивительно близкое представление. «Серебряный мост» имеет лесенки ведущие в зрительный зал и иногда актрисы спускаются по ним и гуляют во время исполнения по зрительному залу! Но самая известная часть сцены тетра Такарадзука это Большая Лестница которая выкатывается в финале или во время представления, звезды спускаются и танцуют на ней. По краям лестницы проходит линии огней, они установлены на каждой ступеньке, но и иногда бывают и другие методы освещения.
Актрисы
Актрисы, играющие мужские роли, называются отокояку, женские мусумэяку. Во главе каждой труппы стоит своя прима-отокояку, которой достаются главные роли. Прежде, чем попасть на сцену, девушки проходят двухлетнее обучение в Музыкальной Школе при Такарадзуке.
Отокояку воплощают идеализированные женские представления о мужчине, лишённом грубости и не стремящемся доминировать и подавлять, «идеальном» мужчине, не существующем в реальности. Мужские роли предоставляют возможность ..сбежать.. от жёстких рамок и ограничений, социальных ролей, навязываемых японским обществом. Отокояку показывают женской аудитории те образы, о которых они мечтают в реальности.
Девочки от 15 до 18 лет выдерживают огромный конкурс (из тысячи претенденток выбирают примерно 40 человек) в школу Такарадзука. Во время учебы они живут на полном пансионе. В школе им преподают пение, актерское мастерство, танцы (традиционный японский, балет, современный), историю музыки, теорию театра, этикет и многое другое. Занятия продолжаются весь день. Кроме того, девочки обязаны убирать в пансионате. Это что-то вроде трудотерапии, призванной научить их терпению, выносливости и укрепить характер, потому что им не разрешают пользоваться бытовыми приборами, например, пылесосом. Через год после поступления девочки делятся на две группы будущих отокояку и мусумэяку. С этого момента они обучаются раздельно. Будущих «мальчиков» учат вести себя на сцене как мужчины, учат походке, жестам, манере речи (в японском языке речь мужчины и женщины отличаются по использованию лексики и стилю). После обучения актрисы распределяются по труппам.
В начале своего творческого пути в Такарадзуку набирали не только девочек, но и мальчиков. Однако прекрасное большинство труппы активно выступало против этой практики, и в 50-х школу для мальчиков окончательно закрыли. В 1921 году актрис стало так много, что их поделили на две труппы, Цветок и Луну. Позднее появились еще две труппы Звезда и Снег. В 1940 открылся так называемый Специальный курс («сэнка») труппа актрис старшего возраста, которые не хотят расставаться с театром, но уже перестали выступать в основных составах. Ну, а пятая основная труппа, Космос, появилась в 1998 году. Все труппы имеют свои собственные традиции, кто-то специализируется на драмах, кто-то на мюзиклах. Кроме того, внутри трупп актрисы делятся на классы в соответствии с продолжительностью их службы в театре.
Когда топ-звезда решает покинуть труппу, ей устраивают бенефисный спектакль, рядовых актрис провожают после основного спектакля представляют публике и дают возможность сказать несколько слов на прощание. После завершения карьеры в Такарадзуке актриса может выходить замуж, сниматься в кино, работать в любой области (известен случай, когда бывшая такаразьен стала членом японского правительства), рожать детей и т. п.
Имидж
Еще Кобаяси ввел три обязательных правила, которые выполняются неукоснительно и являются девизом театра: «Чистота, Правильность, Красота» (Kiyoku, Tadashiku, Utsukushiku). Все девушки театра Такарадзука обязаны блюсти себя и на протяжении своей работы в театре не выходить замуж и не заводить романов с мужчинами. Более того, актрисе-отокояку не разрешается появляться на публике в компании мужчины, считается, что это наносит вред ее имиджу. Для актрис-мусумэяку правило не такое строгое. Актрисы живут в театральном общежитии. Только топ-звездам разрешается жить отдельно. Разумеется, запрещено приводить домой мужчин, разве что в гости заглянет отец или брат. Часто актрисы-отокояку на публике сохраняют мужское поведение, одеваются как мужчины. Это не рекомендовано руководством театра, но всячески поддерживается, поскольку такое поведение работает на имидж.
Зрители
Парадоксально, что основная масса зрителей Такарадзуки женщины. Хотя, казалось бы, женская труппа должна была бы привлечь в театр мужскую аудиторию. Мужчины, которых можно увидеть в зале, это, чаще всего, отцы, сопровождающие своих дочерей, или любопытные, явившиеся посмотреть на непонятную диковинку. Этому парадоксу есть своё историческое обоснование, связанное с социальным положением женщин в японском обществе. По японской традиции мужа для дочери всегда искали родители, так как считалось, что лучше них никто не устроит счастья дочери. Фактически, это было что-то вроде делового соглашения, в котором мнение девушки не имело никакого значения, и зачастую такие браки заключались против воли самой невесты. В то же время считалось, что в чужом доме девушка не будет так же счастлива, как под родительским кровом, как бы добры к ней ни были родители мужа, и как бы обходителен с ней ни был супруг. Поэтому родители всегда старались баловать дочь и позволяли ей развлечения, пока ещё она не стала членом другой семьи, ведь всем известно, что у замужней женщины не бывает времени, чтобы куда-нибудь выбраться. В то же время Кабуки представлял угрозу для молодой девушки, поскольку были известны случаи скандальных романов между красивыми актёрами и дамами из высшего общества. Поэтому в данном случае театр Такарадзука, где единственными «представителями мужского пола» были герои спектаклей, которых играли женщины-актрисы, был самым безопасным местом для проведения времени юной барышни. Сами девушки, находясь на спектакле Такарадзуки, словно переносились вслед за актрисами в другие столетия и в другие страны, туда, где нет никаких социальных условностей, где никто не властен решать за них их судьбу, их счастье. Это был самый лучший способ убежать от проблем окружающей действительности. А актрисы, исполняющие мужские роли, представлялись им идеальными мужчинами, мужчинами мечты.
Несмотря на влюблённость в отокояку и на кажущуюся склонность к гомосексуализму, по статистике, в большинстве своём, фанатки Такарадзуки это как раз те девушки, которые осознают, что после окончания высшей школы выйдут замуж (возможно, за мужчину, выбранного им родителями) и после замужества будут вести размеренную жизнь домохозяек. Среди девушек-студенток, которые собираются получить высшее образование, гораздо меньше интересующихся Такарадзукой. Видимо потому, что у них намного меньше свободного времени в период между учёбой и замужеством.
Связи с Россией
Интересно, что Такарадзука посетила и Россию правда, всего один раз. Театр приезжал в СССР с гастролями в сентябре 1975-го года труппой, состоящей из 73-х актрис, пробыл 79 дней, дал за это время 72 представления и посетил Ярославль, Вильнюс, Москву, Ленинград и Киев.
Любопытный факт у истоков зарождения театра стояли выходцы из России. Русские театральные деятели дирижёры, балетмейстеры, и другие постановщики современного танца, сотрудничали с Такарадзукой и помогали в постановках. Так, например, невозможно не оценить вклад балетмейстера Елены Осовской, благодаря руководству которой труппа получила возможность ставить целые балеты (половецкие пляски из оперы «Князь Игорь», «Сон в летнюю ночь», «Послеполуденный отдых фавна», «Фауст», «Ночь на Лысой горе»). А в 2003-м году для постановки хореографических номеров в спектакле на сюжет оперы «Аида» Верди – «Ouke ni Sasagu Uta» («Песнь, посвященная царской чете») с музыкой современных японских и французских композиторов, была приглашена звезда русского балета - Майя Плисецкая, а её ассистентом - Валерий Ковтун.
Среди спектаклей Такарадзуки на 2010 год числится «Лебединое озеро» Чайковского. А кроме классики в музыке лучшие образцы русской литературной классики заняли свою нишу в истории постановок этого театра. Первым произведением русской классики, появившимся на сцене Такарадзуки, было «Воскресение» Л. Н. Толстого. Премьера состоялась в 1963-м году. Спектакль шёл под названием «Повесть о Катюше» («Катюся моногатари»). В 1988-м году состоялась премьера «Войны и мира» («Сэнсо то хэива»), тоже на основе романа Л. Н. Толстого. За Толстым последовал А. С. Пушкин. Пушкинская «Пиковая дама» шла на сцене театра в Такарадзуке в 1994-м году под названием «Зимняя вьюга, или Смерть в Санкт-Петербурге» («Фую но араси ~ Санкуто Пэтэрубуругу ни сину»). В 1998-1999 годах шла «Капитанская дочка» под названием «Очи чёрные» («Курои хитоми»). В 2001-м, а затем в 2008-м шла «Анна Каренина» Толстого. В 2008-м году состоялась премьера «Братьев Карамазовых» Достоевского («Карамазофу но кёдай»). Кроме того, имеются сведения о спектакле под названием «Ожерелье в знак клятвы» («Тикаи но кубикадзари») по мотивам «Вешних вод» И. С. Тургенева. Не указано только, в каком году он шёл, постановку можно датировать 80-ми годами. Скорее всего, этими постановками русская классика на сцене Такарадзуки не исчерпывается… Среди «русских» спектаклей Такарадзуки не только постановки, основанные на русской классике, но и произведения японских авторов, действие в которых происходит в России и главные герои которых русские люди («Пылающий айсберг» («Моэру хёуга») автор Хоудзё Хидэдзи; «Страсти вокруг иконы» («Икон но юваку») – Коике Сюичиро)...
В тексте использованы материалы с сайтов http://www.operaghost.ru/, http://takawiki.narod.ru/ и Wikipedia.
Видео
Отрывок из «Розы Версаля»Отрывок из «Розы Версаля», постановка 2001 года.
Отрывок из «Розы Версаля», постановка 1989 года.
Интересные факты
...Театр Такарадзука служил источником вдохновения не только для Икухары, но и для Осаму Тэдзуки, о чём он сам упоминал. Это влияние особенно заметно в его работе «Princess Knight», где главная героиня принцесса, носящая мужскую одежду и притворяющаяся мальчиком.
...Несколько актрис из театра играли в мюзиклах по «Утэне».
...Отсылки к театру Такарадзука есть и в другой работе Икухары аниме Mawaru Penguindrum. Две героини-актрисы играют в спектакле, удивительно похожем на постановки Такарадзука, причём одна из героинь исполняет мужскую роль.