Тэраяма Сюдзи и «Тэндзё Садзики»

Режиссёр Тэраяма Сюдзи был одним из кумиров детства Кунихико Икухары. Участники группы Be-Papas не раз упоминали, что авангардистский стиль работ Тэраямы сильно повлиял на визуальные образы «Утэны».

Биография

Тэраяма Сюдзи (10.12.1935 — 04.05.1983) — известный японский авангардист, театральный и кинорежиссёр, драматург, поэт, фотограф, спортивный обозреватель.

Родился в городе Хиросаки, перфектура Аомори, был единственным ребёнком в семье. Отец ушёл на войну в 1941, умер в 1945. Когда Тэраяме было девять лет, его матери пришлось уехать, чтобы работать на американской военной базе в Кюсю. Тэраяма остался жить с родственниками, и ему выдедлили для сна место за экраном в кинотеатре.

В 1954 Тэраяма поступил в престижный частный университет Васэда. Он изучал японский язык и литературу, но вскоре был вынужден бросить учёбу из-за болезни, после чего стал работать в баре в Синдзюку. Впоследствии он писал в своих эссе, что через бокс и скачки можно познать жизнь гораздо лучше, чем через посещение школы и прилежную учёбу. В те годы Тэраяма проводил время, сочиняя поэзию и прозу, а также изучая японскую литературу и западную классику. В особенности его впечатлил Лотреамон и его «Песни Мальдорора».

До 1959 он работал над радиопередачами и постановками. В 1960 он женился на продюссере Кудзё Эйко и в 1967 году основал вместе с ней театральную группу «Тэндзё Садзики». Название группы взято из японского перевода фильма Марселя Карне «Les Enfants du Paradis» (Дети райка) и дословно может быть переведено как «Небесные дети». Тем не менее, правильный перевод — «Галёрка» (в японском — сложная аудитория, которая шумит и мешает исполнителю).

«Тэндзё Садзики» — одно из ярких явлений японского андерграунда 1960—70-х годов. Их художественная деятельность характеризовалась авангардизмом, экспериментаторством, интересом к фольклору, элементами ситуационизма, гротеска и эротического шоу. Труппа ставила спорные и неоднозначные спектакли, в которых поднимались социальные темы и пересматривались устоявшиеся взгляды.

В 1970 вышел первый полнометражный фильм Тэраямы — «Император Томатный Кетчуп».

Наиболее известные поставновки «Тэндзё Садзики»: «Синяя Борода», «Yes», «Преступление толстяка Оямы».

Наиболее известные фильмы Тэраямы: «Император Томатный Кетчуп», «Выбрось книги, вали на улицу!», «Пастораль: умрем на природе», «Боксер», «Прощание с ковчегом».

Стилистика

Большинство фильмов Тэраямы состоят из экспериментальных отрывков, сильно различающихся по стилю и тематике. В молодые годы Тэраяма увлекался общественно-политическими вопросами и занимался слегка наивными революционными провокациями, твёрдо веря, что бокс и другие активные виды досуга учат жизни куда лучше книг. Повзрослев, он занялся созданием прекрасного сюрреального кино, посвящённого исследованиям вопросов памяти и прошлого.

Творчество Тэраямы отличают самобытность, буйная фантазия, провокационный тон, богатство поэтических ассоциаций, интеллектуальная полемичность и заостренность в сочетании с жесткой оппозицией академизму; пристрастие к ярким визуальным и театральным эффектам; частое обращение к насыщенной (а иногда и гротескной) эротической образности; значительная роль, уделяемая материнской фигуре и темам, связанным с «эдиповым комплексом»; критическое отношение к пережиткам феодального общественного устройства, парадоксально перемежающееся с ностальгией по уходящему в прошлое традиционному укладу деревенской жизни. Многие произведения Тэраямы выросли из противоречивых влияний молодежной контркультуры 60-х годов, критического осмысления западного воздействия на японское общество и богатых фольклорных традиций сельской Японии.

Видео

Отрывок из фильма «Фильм теней — Женщина с двумя головами»

Отрывок из рок-оперы «Синтокумару»

Интересные факты

...Хотя название группы «Тэндзё Садзики» созвучно фамилии Утэны, в японском эти слова записываются разными иероглифами.

Ссылки по теме